Найти тему
Русская жизнь

Соломон ВОЛОЖИН. Срыв голоса

Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем?

Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие. Мрак всюду. Вскинутые руки. Всё, как левой ногой сделано (что нормально для авангардизма, к которому причисляют художника).

Названия такие: 1) Расстрел, 1920, 2) Весна, 1920-е, 3) Восстание, 1920, 4) Воскрешение, 1921, 5) Композиция «Пушкино», 1922, 6) Четыре идущие женщины, 1922.

«Философию общего дела» Фёдорова художник Чекрыгин (это о нём речь) прочитал в 1921 году и картинка 4-я имеет прямое к чтению отношение, ибо Фёдоров всерьёз думал, пусть и вступая в противоречие с христианством, но продолжая пламенно верить, из наследственного материала, взятого у живущих, возродить всех умерших (в XIX веке, когда Фёдоров мечтал, даже генам название ещё не придумали).

А как показано тут, Чекрыгин ещё в 1913-м, 16-летним, в первой книге Маяковского как бы предчувствовал то, что он прочтёт через 7 лет. Мог, конечно, и что-то слышать — уже умерший к тому времени Фёдоров, несмотря на абсурдность своей идеи, был широко известен в высших культурных кругах.

Расправу над революцией 1905 года Чекрыгин, наверно, не видел, хоть в Киеве в ноябре 1905 года было разгромлено вооружённое восстание сапёров. Он учился там и тогда в городской четырехклассной школе. Мог не видеть. С 1906-го он в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры и о послереволюционных репрессиях мог не слышать. Поэтому в 1913 ему ещё можно было витать в героических религиозных мечтаниях фёдоровского типа.

Но не после участия в германской войне и в виду революций и гражданской войны… — Нет, он не отказался от тех улётов, но теперь они явно приобрели одно лишь истерическое звучание. Срыв голоса. Его искусство стало явно экспрессионизмом (собственно, уже неискусством). Категорически не приемлющим, в общем случае, богооставленности мира от лицезрения всех безобразий вокруг. — Нет, авангардизмом это назвать нельзя, ибо это не р-р-рреволюционное искусство, например, того же Маяковского, недовольного революционной властью за плохую (из-за НЭПа) революционность, написавшего в 1923 году:

Сомнете периной
и волю
и камень.
Коммуна —
и то завернется комом.
Столетия
жили своими домками
и нынче зажили своим домкомом!

Как двумя годами раньше негодование выразил Юон на крестьянскую войну, разразившуюся после победы красных в гражданской войне.

Юон. Новая планета. 1921
Юон. Новая планета. 1921
«Победа красных над белыми придает крестьянам уверенность, что теперь земля принадлежит только им. И, причем, навсегда. Отсюда сопротивление продразверстки только усиливается. В 19201921 гг. костры стихийной крестьянской войны заполыхали особенно яростно и, по сути, охватили всю страну: центр страны, Поволжье, Сибирь, Белоруссию и Украину» (http://historick.ru/view_post.php?id=177&cat=10).

Другое дело — можно ли этот авангардизм (строчки лесенкой, кричащие несмешанные цвета) считать искусством, коль скоро оно настолько публицистично, без ЧЕГО-ТО, невыразимого словами.

21 января 2020 г.

Соломон ВОЛОЖИН