Одна из любимых нашими зрителями комедий "Иван Васильевич меняет профессию" была снята режиссером Леонидом Гайдаем в 1973 году. За основу сценария взята пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич", написанная в 1934-1936 годах. Между фильмом и пьесой есть различия, основное - действие фильма перенесено в 70-е годы, соответственно эпохе поменялись обстоятельства и некоторые детали, например, в пьесе события происходят в коммунальной квартире, в фильме - в нескольких отдельных квартирах.
В роли царя и Бунши Гайдай хотел видеть Юрия Никулина и сценарий писался под него. Но Юрия Владимирович отказался сниматься, не купившись даже на повышенный гонорар - он посчитал, что фильм, снятый по булгакову не пропустит цензура, а, значит, не стоит тратить на него время. Тогда обратились к "скамейке запасных", среди которых были Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Владимир Этуш
Лучше всех сумел продемонстрировать "раздвоение личности" Юрий Яковлев: он единственный смог легко перевоплотиться из безвольного кляузника Бунши в грозного царя.
На роль Милославского очень хотели взять Андрея Миронова, но он, к сожалению, не смог придать нужную режиссеру глубину образа. На роль пробовались Вячеслав Невинный, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Анатолий Кузнецов и Леонид Куравлев, который в конечном счете и снялся в фильме.
На роль Шурика претендовал Олег Видов, но Гайдай решил, что Александр Демьяненко смотрится лучше, к тому же персонаж комедий Шурик уже обрел узнаваемый зрителями образ. Ради него персонаж даже получил другое имя: в пьесе он был Николаем Ивановичем, а в фильме стал Александром Сергеевичем. А вот против кандидатуры на роль режиссера Якина восстали коллеги Гайдая - другие режиссеры, которых возмутило, что актер, частенько изображавший недалеких людей, будет играть режиссера. По легенде, за Пуговкина заступился Г. Чухрай: "Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются..."
География съемок была обширна. Клип на песню "Звенит январская вьюга" снимали в Ялте, "московский" кремль - на территории Ростовского кремля, дом Шурика снаружи и магазин "Радиотовары" снимали на Новокузнецкой улице в Москве, вид с балкона Шурика - с высотки на Калининском проспекте, проезды по улице "Скорой помощи" и милицейской "Волги", панорама города, когда царь восторженно произносит "Ляпота", звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина, проезд Якина по городу, пробежка Шурика по радиомагазинам, сцена Шурика и Бунши во дворе дома, погоня у подъезда снимались в Москве. Все интерьерные съемки (квартиры, подъезда с лестницами и лифтом и царские палаты) снимались в декорациях на студии.
Существует легенда, что якобы Наталья Крачковская чуть не разбилась во время съемок эпизода с перелезанием на балкон. Актриса боялась высоты и, глянув вниз, едва не соскользнула с какого-то там по счету этажа. Честно говоря, в это не верится - вряд ли режиссер стал бы рисковать жизнью актрисы, а снять эту сцену было благоразумно не на 12-м этаже, а при удачном ракурсе на первом. Сама же Крачковская вспоминала как самую ужасную вовсе не сцену на балконе, а тот эпизод, в котором она произносит знаменитую фразу "И тебя тоже вылечат. И меня вылечат" и снимает с головы длинный парик. Для съемки на актрису надевали сразу два парика - "лысый" и длинноволосый. Так вот "лысый" парик представлял собой детскую купальную шапочку, которая Наталье Леонидовне была страшно тесна. Шапочка врезалась в кожу, лицо начинало отекать и это доводило актрису до слез.
Комедия подверглась серьезной цензуре. По требованию комиссии из фильма удалили все "не такие" фразы. Например, на вопрос Бунша "За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?" Милославский отвечает: «Во всяком случае, не мы», изначально же он говорил — "Народ, народ, батюшка". Были переозвучены многие фразы из фильма, показавшиеся комиссии некорректными. В сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос "Где живёте?" тот отвечает: "В палатах" , а по сценарию было "Москва, Кремль". На ручке, которую Милославский подарил послу, было изображение обнаженной женщины - цензура приказала вырезать все крупные планы.
Произносимая Леонидом Куравлёвым фраза "Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе" была написана в сценарии в таком виде, а её продолжение — "…если, конечно, они у вас есть" — импровизация актёра.
Были допущены в фильме и ляпы. Так, на вопрос о годе рождения, Иван Грозный отвечает: "Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова", но на самом деле он родился в 1530-м году, возможно, Юрий Яковлев просто оговорился, и никто этого не заметил. Кроме того, во времена Грозного отсчет лет велся от от сотворения мир, и царь должен был назвать 7038-й год от сотворения мира. В лифте царь крестится троеперстием, но до 1653 года православные крестились двоеперстием.
Если обратить внимание на некоторые факты, упоминаемые в фильме, то время событий можно определить довольно точно: крымский хан "шалил" на Изюмском шляхе в 1571 году. А если вспомнить, что царица на вопрос, как ее зовут, отвечает "Марфа Васильевна я", то время определяется всего в две недели: Марфа Васильевна Собакина была женой Ивана IV Грозного всего 15 дней с 28 октября по 12 ноября 1571 года. Так что летняя погода на улицах несколько не соответствует времени. Хотя, кто знает, какая погода была осенью 1571 года?
"Иван Васильевич меняет профессию" - один из немногих советских фильмов, которые демонстрировались за рубежом, причем в зарубежном прокате он именовался "Ivan the Terrible: Back to the Future" — "Иван Грозный: Назад в будущее".