Найти тему
🎬💥Кинодом

"Назад в будущее" по-советски: как Иван Васильевич менял профессию. История создания и интересные факты

Одна из любимых нашими зрителями комедий "Иван Васильевич меняет профессию" была снята режиссером Леонидом Гайдаем в 1973 году. За основу сценария взята пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич", написанная в 1934-1936 годах. Между фильмом и пьесой есть различия, основное - действие фильма перенесено в 70-е годы, соответственно эпохе поменялись обстоятельства и некоторые детали, например, в пьесе события происходят в коммунальной квартире, в фильме - в нескольких отдельных квартирах.

В роли царя и Бунши Гайдай хотел видеть Юрия Никулина и сценарий писался под него. Но Юрия Владимирович отказался сниматься, не купившись даже на повышенный гонорар - он посчитал, что фильм, снятый по булгакову не пропустит цензура, а, значит, не стоит тратить на него время. Тогда обратились к "скамейке запасных", среди которых были Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Владимир Этуш

Фото с проб на роль Ивана Грозного
Фото с проб на роль Ивана Грозного

Лучше всех сумел продемонстрировать "раздвоение личности" Юрий Яковлев: он единственный смог легко перевоплотиться из безвольного кляузника Бунши в грозного царя.

На роль Милославского очень хотели взять Андрея Миронова, но он, к сожалению, не смог придать нужную режиссеру глубину образа. На роль пробовались Вячеслав Невинный, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Анатолий Кузнецов и Леонид Куравлев, который в конечном счете и снялся в фильме.

-3

На роль Шурика претендовал Олег Видов, но Гайдай решил, что Александр Демьяненко смотрится лучше, к тому же персонаж комедий Шурик уже обрел узнаваемый зрителями образ. Ради него персонаж даже получил другое имя: в пьесе он был Николаем Ивановичем, а в фильме стал Александром Сергеевичем. А вот против кандидатуры на роль режиссера Якина восстали коллеги Гайдая - другие режиссеры, которых возмутило, что актер, частенько изображавший недалеких людей, будет играть режиссера. По легенде, за Пуговкина заступился Г. Чухрай: "Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются..."

-4

География съемок была обширна. Клип на песню "Звенит январская вьюга" снимали в Ялте, "московский" кремль - на территории Ростовского кремля, дом Шурика снаружи и магазин "Радиотовары" снимали на Новокузнецкой улице в Москве, вид с балкона Шурика - с высотки на Калининском проспекте, проезды по улице "Скорой помощи" и милицейской "Волги", панорама города, когда царь восторженно произносит "Ляпота", звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина, проезд Якина по городу, пробежка Шурика по радиомагазинам, сцена Шурика и Бунши во дворе дома, погоня у подъезда снимались в Москве. Все интерьерные съемки (квартиры, подъезда с лестницами и лифтом и царские палаты) снимались в декорациях на студии.

-5

Существует легенда, что якобы Наталья Крачковская чуть не разбилась во время съемок эпизода с перелезанием на балкон. Актриса боялась высоты и, глянув вниз, едва не соскользнула с какого-то там по счету этажа. Честно говоря, в это не верится - вряд ли режиссер стал бы рисковать жизнью актрисы, а снять эту сцену было благоразумно не на 12-м этаже, а при удачном ракурсе на первом. Сама же Крачковская вспоминала как самую ужасную вовсе не сцену на балконе, а тот эпизод, в котором она произносит знаменитую фразу "И тебя тоже вылечат. И меня вылечат" и снимает с головы длинный парик. Для съемки на актрису надевали сразу два парика - "лысый" и длинноволосый. Так вот "лысый" парик представлял собой детскую купальную шапочку, которая Наталье Леонидовне была страшно тесна. Шапочка врезалась в кожу, лицо начинало отекать и это доводило актрису до слез.

-6

Комедия подверглась серьезной цензуре. По требованию комиссии из фильма удалили все "не такие" фразы. Например, на вопрос Бунша "За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?" Милославский отвечает: «Во всяком случае, не мы», изначально же он говорил — "Народ, народ, батюшка". Были переозвучены многие фразы из фильма, показавшиеся комиссии некорректными. В сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос "Где живёте?" тот отвечает: "В палатах" , а по сценарию было "Москва, Кремль". На ручке, которую Милославский подарил послу, было изображение обнаженной женщины - цензура приказала вырезать все крупные планы.

Произносимая Леонидом Куравлёвым фраза "Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе" была написана в сценарии в таком виде, а её продолжение — "…если, конечно, они у вас есть" — импровизация актёра.

Были допущены в фильме и ляпы. Так, на вопрос о годе рождения, Иван Грозный отвечает: "Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова", но на самом деле он родился в 1530-м году, возможно, Юрий Яковлев просто оговорился, и никто этого не заметил. Кроме того, во времена Грозного отсчет лет велся от от сотворения мир, и царь должен был назвать 7038-й год от сотворения мира. В лифте царь крестится троеперстием, но до 1653 года православные крестились двоеперстием.

-7

Если обратить внимание на некоторые факты, упоминаемые в фильме, то время событий можно определить довольно точно: крымский хан "шалил" на Изюмском шляхе в 1571 году. А если вспомнить, что царица на вопрос, как ее зовут, отвечает "Марфа Васильевна я", то время определяется всего в две недели: Марфа Васильевна Собакина была женой Ивана IV Грозного всего 15 дней с 28 октября по 12 ноября 1571 года. Так что летняя погода на улицах несколько не соответствует времени. Хотя, кто знает, какая погода была осенью 1571 года?

"Иван Васильевич меняет профессию" - один из немногих советских фильмов, которые демонстрировались за рубежом, причем в зарубежном прокате он именовался "Ivan the Terrible: Back to the Future" — "Иван Грозный: Назад в будущее".