Это должен был быть самый обычный пассажирский рейс, в мирном и спокойном 1970 году. В то время в СССР было ещё далеко до масштабных потрясений перестройки, а о "лихих девяностых", пожалуй, в принципе никто не подозревал. Впрочем, даже тогда, в самой, казалось, надёжной эпохе "социалистического рая", находились люди, охваченные неистовым желанием прорваться за пресловутый "железный занавес".
Иногда это желание трансформировалось в лютую ненависть - как к самому режиму, так и к людям, которым, казалось, живётся очень даже неплохо при "проклятом совке". Почти пять десятилетий назад подобная ненависть, зародившаяся в сознании одного и без того не очень хорошего человека, привела к трагедии, ставшей первой в истории Советского Союза успешной террористической акцией на борту авиалайнера. И из трагедии этой , как ни парадоксально, впоследствии родилась прекрасная и грустная песня, которая до сих пор "трогает" за душу многих, кто её слышит...
Впрочем, в тот ясный и солнечный октябрьский день, как минимум, один человек на борту пассажирского "Ан-24" был переполнен радостью и счастьем. Наде Курченко было всего девятнадцать лет, и для неё это был первый полёт в качестве стюардессы. И без того, светлый и открытый человек, девушка, по воспоминаниями других членов экипажа, просто-таки светилась от охватывавших её эмоций: ведь мало того, что она наконец-то осуществила свою мечту подняться в небо - всего через несколько месяцев должна была состояться её свадьба! Откуда было знать Наде, что жить ей оставалось меньше нескольких часов...
В отличие от Надежды Курченко, Пранас Бразинскас наверняка был предельно сосредоточен на своей преступной "миссии". В молодости этот человек успел послужить в немецких войсках в родной Литве - пусть даже задачи его сводились, в основном, к исполнению технических работ, это прекрасно говорило о его отношении к советской власти. Впоследствии Пранас сумел утаить этот малоприятный факт своей биографии, даже, будто бы, вписался в трудовую жизнь советских граждан - работал продавцом, потом даже поднялся до заведующего магазином... Вот только при этом мужчина регулярно позволял себе всевозможные спекуляции и торговые махинации, за что, в какой-то момент, даже отсидел срок в тюрьме.
Возможно, именно тюремная отсидка окончательно укрепила Бразинскаса в ненависти к советскому строю желании сбежать из страны. К тому же, по некоторым слухам, вскоре после выхода на свободу он узнал, что его данные попали в КГБ - возможное раскрытие "военного прошлого", определённо, не входило в планы мужчины. Вот так и случилось, что в октябре 1970 года он оказался на борту самолёта, выполнявшего рейс "Батуми - Сухуми". Компанию террористу составил его сын Альгидрас - парню было всего пятнадцать - а в арсенал преступников вошли пистолет, ружейный обрез и даже настоящая ручная граната.
Прошло всего лишь пять минут после взлёта, когда немолодой мужчина с неприятным и каким-то напряжённым лицом вручил обходившей салон Надежде записку и потребовал немедленно передать её командиру воздушного судна. На свою беду, девушка развернула её сразу же: в записке содержалось требование поменять курс и лететь в Турцию - именно оттуда преступники рассчитывали начать свой путь к успешной западной жизни...
Нападение! Они вооружены!
Это были последние слова Надежды Курченко. Что в тот миг пронеслось в голове у совсем юной стюардессы?.. Смелая девушка бросилась в кабину пилотов и попыталась заблокировать дверь. Она не знала, что Бразинскасы вооружены. Разъярённый Пранас, бросившийся следом, открыл беспорядочный огонь по кабине. Оба пилота и ещё несколько членов экипажа получили ранения разной степени тяжести. Надя Курченко была убита на месте...
Альгидрас помогал отцу, размахивая гранатой и крича, что взорвёт самолёт при малейшем неповиновении. Раненные лётчики, понимая, что нельзя подвергать риску жизни остальных пассажиров, среди которых были женщины и дети, подчинились требованиям преступников. Вот так и случилось, что захват и угон самолёта "Ан-24" стал первым в истории советского государства успешным актом террористической агрессии.
В Турции Бразинскасы добровольно сдались местным властям. Ожидали торжественного приёма - а оказались в тюрьме по обвинению в терроризме. Впрочем, поначалу преступникам, как будто, всё равно повезло: в СССР их не выдали, тюремный срок вскоре сократили из-за празднования юбилея со дня образования турецкой республики... Через несколько лет, благодаря помощи американской литовской диаспоры, отец и сын наконец-то оказались не где-нибудь, а в самом оплоте свободы и демократии! Казалось, кровавое преступление и навеки загубленная молодая жизнь ни в чём не повинной девушки оправдали свою страшную цену...
Вот только в США жизнь повернулась к преступникам отнюдь не лучшей стороной; не помогло даже выхлопотанное гражданство. Ни Пранас, ни Альгидрас не сумели выгодно трудоустроиться, чтобы получать большие деньги - и работали простыми малярами. К тому же, с возрастом характер Бразинскаса-старшего начал необратимо ухудшаться: мужчина стал одержим паранойей и страхом, что его найдут и покарают советские спецслужбы. Кроме того, он пристрастился к алкоголю, становясь во хмелю ещё более агрессивным и неуправляемым.
Финал истории с бегством к "американской мечте" оказался трагичен и бесславен: в ходе очередной семейной ссоры, спустя три десятилетия после трагедии на борту "Ан-24", Альгидрас Бразинскас забил своего пьяного отца гантелей - впоследствии, криминалистическая экспертиза насчитает на теле Пранаса Бразинскаса восемь страшных ударов. За своё преступление бывший террорист получил шестнадцать лет лишения свободы - дальнейшие его следы теряются, хотя, согласно некоторым источникам, Бразинскас-младший умер в тюрьме.
Память же о Надежде Курченко и её подвиге продолжает жить до сих пор. Именем отважной стюардессы были названы улицы, парки, и даже астероид в созвездии Козерога - зодиакального знака девушки. Долго летал с её фотографией на борту и тот самый "Ан-24". До сих пор на могиле Нади появляются цветы, однажды неизвестный доброжелатель даже отреставрировал надгробный памятник. Кроме того, трагедия на борту самолёта сказалась и на правилах безопасности в авиации. Именно после неё в аэропортах ввели досмотр пассажиров и появились первые металлодетекторы.