Найти тему

Звёздная коллекция: Камбоджа

Оглавление
Уроки древней истории
Уроки древней истории

Друзья, всех приветствуем! Согласно данному слову, открываем рубрику звёздной коллекции asiaonline.su, и, разумеется, в авангарде созвездия - Камбоджа. Почему "путь к себе" начинаем через нее?

Потому что она начало становления: до появления Кхмерской Империей на полуострове Индокитай значимыми культурообразующими событиями возможно были только приход Скифов и Ариев.

Потому что она начало обогащения: осколок величия Яванской Империи (Шривиджайя), Камбоджа сама стала центром торговых путей из Индии, Китая и Арабии и процветала на морском шелковом пути, обмениваясь тканями, драгоценными камнями, слоновой костью, серебром, камфарой, драгоценными породами дерева, пряностями, слонами, благовониями и прочими диковинными товарами.

Потому что она начало величия: Ангкор занимает площадь около 160 км², его население достигало миллиона жителей, благодаря чему он был одним из крупнейших поселений доиндустриальной эпохи.

Потому что она начало мудрости: это поучительный пример ослепительно яркого и кратковременного расцвета государства, выстроенного на гордыне и ей же низложенного))

Потому что она начало прозрения: Камбоджа - страна чёрной кармы, рождённая на перекрёстке почти всех возможных религий, по сей день одаривает верующих и наказывает исповедующих.

Ангкор Ват в окружении джунглей.
Ангкор Ват в окружении джунглей.

Для понимания баланса сил пройдемся по культовым постройкам Камбуджадеши, дабы оценить человеческие, материальные и управленческие ресурсы, вовлеченные в формирование облика империи.

Ангкор Ват

Время строительства: первая половина XII века н.э. Религия: Брахманизм (Индуизм, культ Вишну). Король: Сурьяварман II. Высота: 65 метров. Гигантский ров: 1,5 х1,3 км и шириной 190 метров. Внутренный двор: 82 гектара.

Гигантский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Ангкор Ват (в составе всего архитектурного комплекса Ангкор) включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за номером 668 и по 4 самым важным критериям: «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения».

Назначение - главное: обитель богов; второстепенное: усыпальница Сурьявармана II. Доступ в центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты.

На трёх ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также на тему кхмерской истории. Наиболее примечательны 8 огромных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана», «Битва на Курукшетре» и другими, общая площадь которых составляет 1200 м². Стены второго яруса украшают около 2000 фигур небесных дев — апсар.

Для строительства комплекса использовано более 5 миллионов тонн песчаника. Кладка осуществлялась без раствора. ВСЕ поверхности, колонны, перемычки и даже крыши покрыты резьбой. Километры рельефа показывают сцены из индийской литературы. Стены ранее были украшены бронзовыми листами. Это считалось особым изыском в древние времена, но такие украшения становились главной целью для грабителей.

Я вдруг содрогнулся от непонятного испуга, заметив огромную неподвижную улыбку,
ниспадающую на меня с высоты, ...
потом еще одну улыбку, снизу, на другой стороне стены,
потом три, потом пять, а потом десять;
они были повсюду, за мной наблюдали со всех сторон…
Этим утром они, казалось, говорили: «Мы мертвы и безобидны;
нет никакой иронии в наших улыбках и взглядах из-под прикрытых век;
просто мы знаем, что такое мир без мечты…»
Пьер Лоти
«Паломник Ангкора»
1902 г.
Я вдруг содрогнулся от непонятного испуга, заметив огромную неподвижную улыбку, ниспадающую на меня с высоты, ... потом еще одну улыбку, снизу, на другой стороне стены, потом три, потом пять, а потом десять; они были повсюду, за мной наблюдали со всех сторон… Этим утром они, казалось, говорили: «Мы мертвы и безобидны; нет никакой иронии в наших улыбках и взглядах из-под прикрытых век; просто мы знаем, что такое мир без мечты…» Пьер Лоти «Паломник Ангкора» 1902 г.

Байон

Годы строительства: XII – XIII века н.э. Религия: Индуизм, Буддизм. Король: Джаяварман VII. Высота: около 40 метров. Нижняя терраса: 160 х140 метров.

Если Ангкор Ват – холодное совершенство, то Байон – живая душа. Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса квадратные, третий – круглый. Изначально насчитывалось 54 башни в сответствии с 54-мя провинциями королевства в XII веке. Сегодня их 37. Каждая башня была покрыта золотом и имела по четыре лика, взирающих по сторонам света.

Назначение - материализация религиозных убеждений короля Джаявармана VII. Лики храма выражают вездесущность бодхисатвы Авалокитешвара, и воплощают собой символ священной государственности.

Терраса Прокаженного Короля, фрагмент.
Терраса Прокаженного Короля, фрагмент.

Дворцовая площадь. Террасы Слонов и Прокаженного Короля.

Годы строительства: XII – XIII века н.э. Религия: Индуизм. Король: Джаяварман VII. Высота: Терраса Слонов: от 2 до 4 м.; Терраса Короля: 6 м. Длина террас: 300 и 25 м. соответсвенно. Дворцовая площадь: 780 х 90 м.

Высокий латеритовый цоколь тикового дворца Джаявармана VII получил название Террасы Слонов, поскольку изобилует изображениями этих животных. Цоколь террасы опоясан высоким рельефом и поддерживает нависающий карниз с балюстрадой нагов.

Терраса Прокажённого Короля - курган в 25 м. диаметром, облицованный резным песчаником. Прокаженый Король - это божественный царь Яма, повелитель смерти и справедливости, который вершил судьбы людей после их смерти. Главным назначением этой Террасы было осуществление с нее правосудия. Второстепенная функция – кремация почивших королевских персон.

Всемирно известные руины Монастыря Та Пром
Всемирно известные руины Монастыря Та Пром

Та Пром

Годы строительства: XII – XIII века н.э. Религия: Индуизм. Построен Королем Джаяварманом VII в честь своем матери. Высота: около 20 м. Прощадь: 180 акров.

Из надписи, хранящейся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень, с населением в 79 365 человек и 102 больницы». Главное назначение - королевский монастырь. Второстепенная функция – университет. Храмовый комплекс прославили съёмки фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с участием Анджелины Джоли.

Живое наследие добуддийской культуры
Живое наследие добуддийской культуры

Масштабно, не правда ли? Джаяварман VII развернул по всей империи грандиозное строительство культовых сооружений. Постройки, которые исследователи относят ко времени его царствования настолько многочисленны, а объем выполненных работ настолько велик, что кажется абсолютно невероятным их возведение в столь короткий срок двадцати лет активного строительства. Это была настоящая строительная лихорадка. Возводились огромные храмы даже в честь памяти полководцев, погибших в боях за Империю. Империя активно строилась, но ... не росла, не крепла, не воевала. Возможно, буду первым, кто возлагает ответственность за распад Великой Кхмерской Империи на короля-пацифиста Джаявармана VII, однако, реализация видения того, какой должна быть цивилизация - это стратегия с элементами воспитания нового поколения в ключе, соответствующем доктрине и идеологии данной стратегии, а не устранение недостатков любой ценой с нарушением баланса расходуемых и восполняемых ресурсов.