Друзья, всех приветствуем! Согласно данному слову, открываем рубрику звёздной коллекции asiaonline.su, и, разумеется, в авангарде созвездия - Камбоджа. Почему "путь к себе" начинаем через нее?
Потому что она начало становления: до появления Кхмерской Империей на полуострове Индокитай значимыми культурообразующими событиями возможно были только приход Скифов и Ариев.
Потому что она начало обогащения: осколок величия Яванской Империи (Шривиджайя), Камбоджа сама стала центром торговых путей из Индии, Китая и Арабии и процветала на морском шелковом пути, обмениваясь тканями, драгоценными камнями, слоновой костью, серебром, камфарой, драгоценными породами дерева, пряностями, слонами, благовониями и прочими диковинными товарами.
Потому что она начало величия: Ангкор занимает площадь около 160 км², его население достигало миллиона жителей, благодаря чему он был одним из крупнейших поселений доиндустриальной эпохи.
Потому что она начало мудрости: это поучительный пример ослепительно яркого и кратковременного расцвета государства, выстроенного на гордыне и ей же низложенного))
Потому что она начало прозрения: Камбоджа - страна чёрной кармы, рождённая на перекрёстке почти всех возможных религий, по сей день одаривает верующих и наказывает исповедующих.
Для понимания баланса сил пройдемся по культовым постройкам Камбуджадеши, дабы оценить человеческие, материальные и управленческие ресурсы, вовлеченные в формирование облика империи.
Ангкор Ват
Время строительства: первая половина XII века н.э. Религия: Брахманизм (Индуизм, культ Вишну). Король: Сурьяварман II. Высота: 65 метров. Гигантский ров: 1,5 х1,3 км и шириной 190 метров. Внутренный двор: 82 гектара.
Гигантский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Ангкор Ват (в составе всего архитектурного комплекса Ангкор) включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за номером 668 и по 4 самым важным критериям: «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения».
Назначение - главное: обитель богов; второстепенное: усыпальница Сурьявармана II. Доступ в центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты.
На трёх ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также на тему кхмерской истории. Наиболее примечательны 8 огромных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана», «Битва на Курукшетре» и другими, общая площадь которых составляет 1200 м². Стены второго яруса украшают около 2000 фигур небесных дев — апсар.
Для строительства комплекса использовано более 5 миллионов тонн песчаника. Кладка осуществлялась без раствора. ВСЕ поверхности, колонны, перемычки и даже крыши покрыты резьбой. Километры рельефа показывают сцены из индийской литературы. Стены ранее были украшены бронзовыми листами. Это считалось особым изыском в древние времена, но такие украшения становились главной целью для грабителей.
Байон
Годы строительства: XII – XIII века н.э. Религия: Индуизм, Буддизм. Король: Джаяварман VII. Высота: около 40 метров. Нижняя терраса: 160 х140 метров.
Если Ангкор Ват – холодное совершенство, то Байон – живая душа. Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса квадратные, третий – круглый. Изначально насчитывалось 54 башни в сответствии с 54-мя провинциями королевства в XII веке. Сегодня их 37. Каждая башня была покрыта золотом и имела по четыре лика, взирающих по сторонам света.
Назначение - материализация религиозных убеждений короля Джаявармана VII. Лики храма выражают вездесущность бодхисатвы Авалокитешвара, и воплощают собой символ священной государственности.
Дворцовая площадь. Террасы Слонов и Прокаженного Короля.
Годы строительства: XII – XIII века н.э. Религия: Индуизм. Король: Джаяварман VII. Высота: Терраса Слонов: от 2 до 4 м.; Терраса Короля: 6 м. Длина террас: 300 и 25 м. соответсвенно. Дворцовая площадь: 780 х 90 м.
Высокий латеритовый цоколь тикового дворца Джаявармана VII получил название Террасы Слонов, поскольку изобилует изображениями этих животных. Цоколь террасы опоясан высоким рельефом и поддерживает нависающий карниз с балюстрадой нагов.
Терраса Прокажённого Короля - курган в 25 м. диаметром, облицованный резным песчаником. Прокаженый Король - это божественный царь Яма, повелитель смерти и справедливости, который вершил судьбы людей после их смерти. Главным назначением этой Террасы было осуществление с нее правосудия. Второстепенная функция – кремация почивших королевских персон.
Та Пром
Годы строительства: XII – XIII века н.э. Религия: Индуизм. Построен Королем Джаяварманом VII в честь своем матери. Высота: около 20 м. Прощадь: 180 акров.
Из надписи, хранящейся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень, с населением в 79 365 человек и 102 больницы». Главное назначение - королевский монастырь. Второстепенная функция – университет. Храмовый комплекс прославили съёмки фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с участием Анджелины Джоли.
Масштабно, не правда ли? Джаяварман VII развернул по всей империи грандиозное строительство культовых сооружений. Постройки, которые исследователи относят ко времени его царствования настолько многочисленны, а объем выполненных работ настолько велик, что кажется абсолютно невероятным их возведение в столь короткий срок двадцати лет активного строительства. Это была настоящая строительная лихорадка. Возводились огромные храмы даже в честь памяти полководцев, погибших в боях за Империю. Империя активно строилась, но ... не росла, не крепла, не воевала. Возможно, буду первым, кто возлагает ответственность за распад Великой Кхмерской Империи на короля-пацифиста Джаявармана VII, однако, реализация видения того, какой должна быть цивилизация - это стратегия с элементами воспитания нового поколения в ключе, соответствующем доктрине и идеологии данной стратегии, а не устранение недостатков любой ценой с нарушением баланса расходуемых и восполняемых ресурсов.