Найти в Дзене
Auto Mobile

Не вырулил: Краткая история достижений и неудач "Сааба"

Во вторник, 20 декабря, окружной суд шведского города Ванерсборг удовлетворил иск компании Saab, которая днем ранее попросила признать себя банкротом. Заявление в суд подал лично председатель совета директоров фирмы Swedish Automobile N.V., владеющей правами на бренд "Сааб", Виктор Мюллер. 

Финансовые трудности у шведского автопроизводителя начались в самый разгар международного финансового кризиса, причем справиться с ними не помогли ни смена владельца, ни заинтересованность в возрождении бренда, которую проявили российские и китайские бизнесмены. "Сааб" теперь официально признан банкротом. 

В материале, подготовленном с оглядкой на зарубежные издания и фан-сайты "Сааба", мы собрали ключевые моменты истории этой марки – от ее появления на свет до зафиксированной официально "финансовой" гибели.

1937 год

-2

Основана компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (сокращенно SAAB), которая занялась производством военных самолетов. С момента своего появления и до закрытия штаб-квартира и сборочное предприятие будет находиться в шведском городе Трольхеттан.

1945 год

-3

-4

-5

-6

Saab перепрофилирует производство под выпуск автомобилей. В последующие два года первые прототипы марки — 92.001 (так же известный как Ursaab) и 92.002, разработанные авиационными инженерами, — проходят испытания.

1949 год

-7

-8

-9

Saab начинает производство первой серийной машины — модели 92. Автомобиль оснащался двухтактным двигателем объемом 764 кубических сантиметров и имел передний привод. К середине 50-х годов прошлого века Saab 92 разошелся тиражом в 20 тысяч экземпляров.

1955 год

-10

-11

-12

-13

На смену модели 92 приходит автомобиль Saab 93. Такая машина имела уже трехцилиндровый 748-кубовый мотор мощностью 33 лошадиные силы и оснащалась бескамерными шинами.

1959 год

-14

-15

-16

Появляется первый в истории "Сааба" универсал — модель 95. Автомобиль оснащался 841-кубовым двигателем и складывающимися сиденьями третьего ряда, расположенными против хода движения. Таким образом, машина могла быть семиместной. Позднее Saab 95 получил четырехцилиндровый мотор Ford.

1960 год

-17

-18

-19

Представлен седан Saab 96, пришедший на смену модели 93. В начале своего жизненного цикла машина оснащалась трехцилиндровым 38-сильным двухтактным двигателем объемом 750 кубических сантиметров, который позднее сменил четырехцилиндровый, производства Ford.

1966 год

Представлен первый четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, построенный "Фордом". Такой мотор получили модели 96 и 95. Старые двухтактники после появления этих агрегатов были сняты с производства.

1967 год

-20

-21

В Стокгольме представлен седан Saab 99, который стал первой полностью новой моделью компании со времен 92. Автомобиль комплектовался 1,7-литровой "четверкой", разработанной для "Сааба" фирмой Ricardo и производившейся компанией Triumph в Великобритании.

1968 год

Saab объединяется с производителем грузовиков Scania.

1974 год

-22

Двух и четырехдверные модификации Saab 99 дополняются трехдверным хэтчбеком под названием Combi Coupe. Такой тип кузова в модельном ряду Saab просуществует в различных вариациях до 2002 года – почти тридцать лет! 

1976 год

С конвейера завода в Трольхеттане сходит миллионный Saab. В этом же году была представлена пятидверка 99 и инновационный двигатель с турбонагнетателем, который появится на этой модели годом позже.

1978 год

-23

-24

На рынок выходит Saab 900 – развитие модели 99. Прекращается выпуск Saab 95. Шведская компания заключает соглашение о сотрудничестве с концерном Fiat, вместе с которым разрабатывает платформу Type Four, использующуюся на Saab 9000, Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema.

1980 год Завершается производство модели 96 — последней машины из семейства "Саабов" в двухчисловым индексом. За 30 лет автомобили с названиями 92, 93, 95 и 96 были собраны в общей сложности в количестве 730 тысяч 607 штук. 

1984 год

-25

-26

Представлен пятидверный Saab 9000 – третья полностью новая модели в линейке шведской марки. Впервые ежегодный объем выпуска "Саабов" превышает 100 тысяч машин.

1985 год

-27

Saab показал свой первый концепт-кар — EV-1. Правда, к электромобилям этот прототип не имел никакого отношения: его название расшифровывалось как "Experimental Vehicle One" - "Экспериментальный автомобиль номер один". Машина была построена на базе модели 900, имела посадочную формулу 2+2 и оснащена 285-сильным турбированным двигателем. На крыше находилась солнечная батарея, состоящая из 66 ячеек, которая питала климатическую установку даже во время стоянки.

1986 год

-28

В продажу поступает кабриолет Saab 900. Еще через год компания отпразднует выпуск двухмиллионного автомобиля.

1990 год

Концерн General Motors покупает 50 процентов акций Saab-Scania, что привело к образованию новой компании под названием Saab Automobile AB. Оставшиеся акции Saab-Scania переходят к шведской инвестиционной группе Investor AB.

1993 год

-29

-30

-31

Представлен Saab 900 второго поколения, построенный на базе Opel Vectra и получивший техническую новинку в виде "автоматического" сцепления – вместо водителя размыканием и замыканием сцепления заведовала электроника, при этом передачи нужно было переключать вручную. Правда, эта система не пользовалась особой популярностью. Также впервые в гамме марки появился двигатель V6.

1997 год

-32

-33

-34

Saab празднует 50-летие с момента становления автопроизводителем. Компания запускает в продажу преемника модели 9000 — Saab 9-5.

1998 год

-35

-36

Представлен Saab 9-3. По сути, это существенно модернизированная версия модели 900. В том же году появляется универсал 9-5 SportCombi, модификация Aero и "заряженный" вариант 9-3 Viggen.

2000 год

Группа Investor AB продает свои акции "Сааба" концерну General Motors, который теперь обладает полным контролем над компанией.

2002 год

-37

В июле в Стокгольме прессе показан полностью новый Saab 9-3 Sport Saloon — первый компактный премиальный седан марки.

2003 год

-38

-39

-40

-41

Кабриолет Saab 9-3

На моторшоу в Женеве дебютирует кабриолет Saab 9-3, а также концептуальный универсал на базе Saab 9-3, почему-то получивший название Sport-Hatch.

2005 год

-42
-43

Спустя два года концепт-кар становится серийным универсалом Saab 9-3 SportWagon с необычным оформлением задней части кузова. С конвейера завода в Трольхеттане сходит четырехмиллионный "Сааб".

2006 год

-44

-45

-46

-47

-48

На автосалоне в Женеве рассекречен концепт-кар Saab Aero X. Автомобиль оснащен 400-сильным шестицилиндровым двигателем объемом 2,8 литра, который может работать как на бензине, так и на биоэтаноле. 

2007 год

-49

Saab заявляет о рекордных продажах не только в Европе, но и во всем мире. На рынок выходит обновленный Saab 9-3 с дизайном, частично позаимствованным у Aero X.

2009 год

Виктор Мюллер и глава Saab Ян Оке Йонссон
Виктор Мюллер и глава Saab Ян Оке Йонссон

На протяжении последних лет Saab оказывается сильно убыточным предприятием. За один только 2008 года Saab потерял около 340 миллионов долларов. В феврале 2009 года для защиты от кредиторов в компании пришлось провести техническое банкротство, а концерн GM выставил шведский бренд на продажу. Впервые компанией начинают интересоваться китайцы — в частности, Beijing Automotive Industry Holdings.Одним из претендентов на "Сааб" является и голландский производитель спорткаров Spyker. Причем главным инициатором переговоров о покупке бренда стал один из совладельцев "Спайкера", российский бизнесмен Владимир Антонов. Однако позже он был вынужден покинуть состав акционеров Spyker из-за требований американской стороны, которая подозревала Антонова в связи с организованной преступностью. Предоставленные Антоновым доказательства обратного не помогают переубедить GM и для совершения сделки бизнесмену приходится продать свои акции в Spyker фирме Tenaci, которая принадлежит исполнительному директору Spyker Виктору Мюллеру.

-51

-52

-53

-54

-55

-56

В августе 2009 года Saab представил седан 9-5 нового поколения, однако из-за финансовых трудностей у концерна GM и процессов по продаже шведского бренда, производство нового, весьма перспективного автомобиля было запущено только в январе 2010-го. Осенью того же года дебютировал кроссовер 9-4X, который имел ту же платформу, что и Cadillac SRX. Оба автомобиля встали на конвейер, однако выйти на запланированные объемы производства эти модели не успели.

2010 год

Виктор Мюллер
Виктор Мюллер

Компания Spyker становится владельцем Saab, а ее основатель, Виктор Мюллер, назначается председателем совета директоров. Прежний глава "Сааба" — Ян Оке Йонссон — сохраняет свой пост и по-прежнему занимается руководством компанией. 

2011 год

-58

Финансовая ситуация внутри "Сааба" достигает пика своей напряженности. В апреле из-за долгов перед поставщиками останавливается конвейер завода в Трольхеттане и компании приходится искать средства на продолжение работы. Так появляются китайские партнеры в виде фирм Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co. и Pang Da Automobile, согласившиеся предоставить деньги в обмен на акции "Сааба". Однако трудности в получении разрешения на сделку от властей КНР заставляют компанию искать другие пути решения проблемы.

В результате, китайцы предлагают полностью выкупить Saab всего за 100 миллионов долларов, пообещав не только сохранить бренд, но и потратить немало средств на развитие компании. Однако концерн GM, который все еще владеет часть акций шведского производителя, блокирует сделку из-за опасений, что технологические лицензии и ноу-хау ("Сааб" активно использовал технологии марки Opel) могут перейти к китайцам. Saab начинает реорганизацию, однако из-за недостатка средств вынужден признать себя банкротом.