Найти тему
Совкомбанк для бизнеса

Про первый миллион в 21 год

Эдуард Кириченко, учредитель K-Group Лицензирование, о собственном пути в бизнесе: об ошибках, амбициях и правильных решениях, одним словом, о том, как зарабатывать предпринимательством.

— Эдуард, сколько лет вашему бизнесу? Чем именно вы занимаетесь?

—Моему Бизнесу 3 года, моя компания K-Group Лицензирование, занимается лицензиями в строительстве по всей России. Мы помогаем строителям получать разрешение на строительство, сертификацию и всю необходимую документацию на строительном рынке.

— Три года — срок для России немалый. Скажите, считаете ли вы свой бизнес успешным? И какие критерии для вас являются оценкой успешности?

— Думаю ежегодный рост на 30% к предыдущему году — это хороший показатель, но всегда есть над чем работать. Конечно же, критерием для собственника бизнеса является увеличение его чистого дохода.

Помимо финансовой составляющей, успешность для меня — это и офис, в котором компания может себе позволить находиться, и уровень сервиса, который мы предоставляем клиентам. Ценность в людях, наверное, это один из самых важных показателей после финансов. И хочу отметить, что многие со мной работают уже не один год. Успешность бизнеса реализуется руками других людей, а именно — компетентной командой. В этом и сила.

— Как пришла идея работать на себя? Вообще, что является толчком в этом процессе?

— К 25 годам я побывал в разных сферах, начал работать с 16 лет промоутером в кинотеатре 5D, раздавая листовки, прокачивал коммуникативные навыки, затем, с 19 по 21 год, занимался элитной недвижимостью, сдавая апартаменты в Москва-Сити и продавал землю с коттеджными поселками на Рублевке в Николиной горе.

Со временем подустал мотаться, все-таки риелторы работают без окладов, хоть и чеки иногда за сделку больше, чем у многих предпринимателей выходят в месяц. Однако не было ощущения свободы, и я решил податься в свободное плаванье, пробовать новый подход к содержанию и обеспечению себя. Отпускать меня не хотели.

Первые попытки в бизнесе были не особо удачные, так как я их начинал с вложениями и без знаний. На тот момент у меня была машина, которую я продал и вложил все деньги в кофейные аппараты. В целом азарт и амбиции были на высоком уровне, однако, прибыль меня совсем не радовала. Бизнесу уделял 3-4 дня в неделю. Были бы знания и опыт, может и взял бы кредит для масштабирования. Но сама модель бизнеса напрягала с учетом того, что после Москва-Сити я стал не предпринимателем, а разнорабочим. Это очень прибило к реальности, не могу отметить, что опыт пригодился для общения с собственниками помещений зданий, магазинов и в основном моек — на них мои кофейные аппараты больше всего генерировали прибыли. Но это были не те деньги, на которые можно было существовать. Прозанимался я этим бизнесом всего 8 месяцев, и продал в те же магазины, в которых покупал в два раза дешевле.

Благодаря этому опыту я понял одно, таким бизнесом я точно не хочу заниматься. Все, что связано с техническими работами, производством меня приводит в смуту.

Дальше денег не было, остались долги, пришлось с ними рассчитываться. Я начал пробовать все подряд: товарный бизнес, айфоны, щебень, кирпич оптом.

Но все это меня возвращало в прошлое. И методом теста я забрел на Лицензии в Строительстве. Специфичная ниша, подумал я, и остановился в ней.

Мне понравилось, что это — услуги, а у меня сильная сторона — продажи. Тут я задействовал весь свой потенциал, данный бизнес начал с 6 000 рублей. Первые шаги — это покупка базы в интернете и 1000 звонков в неделю. Я толком не знал, что продаю, но как-то криво и коряво отправлял коммерческие предложения. В итоге, получилось зацепить нескольких клиентов. Дальше уже разбирался с тем, как исполнить услугу, и в процессе сбора информации о нише и анализа конкурентов, познакомился с ребятами, которые предложили работать через них как агент. Я привожу клиентов, они платят комиссию. Так и прошла первая сделка.

Позже начал нанимать сотрудников, открыл первый офис, расширил бизнес.

Открыть счет в Совкомбанке

— Что было самым трудным на старте?

— Самым трудным был обзвон. Ты, как дурак, тыкаешься и звонишь по сто раз компании, а тебя посылают, потому что ты не знаешь, как исполнить услугу. На тот момент мне было лишь 21, у меня не был оформлен юридический статус, но зато были навыки общения. Я как-то, к счастью, умел располагать людей, вызывал доверие. И главное —я исполнял обещанные услуги в срок и на все 100%.

— Что трудно сейчас? Как справляетесь?

— Пережил несколько кассовых разрывов с шестью нулями. Неприятно, страшно, особенно в первый раз. Нет денег на зарплаты, аренду, рекламу. Но все приходит с опытом, и я справился. Сокращаем расходы, находим сразу же эффективных сотрудников и прощаемся с неэффективными и т.д. Сейчас в компании строим организационную структуру, вводим регламенты. Иногда не все нововведения приживаются с легкостью, но без системы в бизнесе никак, приходится делать усилия, чтобы продавать идею в коллектив.

Вас может заинтересовать наш материал «Топ-5 причин расплаты кэшем в ресторанах»

— Какие планы строите? К чему стремитесь?

—Планы — вырасти в следующем году минимум в 2 раза. Уже есть понимание рычагов в бизнесе, считаем эффективность каждого источника трафика. Есть отделы, работающие с постоянными клиентами, а есть — с первичными. Добавляем новые продукты, в этом году прибавили серьезные Лицензии и Тендерное сопровождение. В следующем хотим открыть свой Учебный центр по Сертификации. Кроме этого, периодически изучаем «боли» клиентов, чтобы сделать для них продукт закрывающих их запросы.

— Каждый, кто начинает свое дело, имеет корыстные планы — заработать. Этот план у вас воплотился?

—Я хотел есть, и жить по-другому, корысть была, но она здоровая, экологичная.

Конечно же, цель бизнеса — зарабатывание денег для собственника. И вопрос этот я считаю уместным.

Свой первый миллион я заработал в 21. Сейчас для меня важен мой уровень жизни, как модно это называть уровень нормы. И я его постоянно повышаю. Мои затраты в основном направлены на путешествия 7-8 раз в год, также ежегодно вкладываю не меньше 500 000 рублей в обучение, каждый год меняю жилье. Жилье я арендую, но зато оно подходит мне по всем критериям. Я не хочу себя привязывать.

Я инвестирую в новые проекты, но есть и убыточные. Сейчас вкладываю деньги в свой Инстаграм, есть планы развивать Личный Бренд. Люблю часы, поэтому прикупил пару дорогостоящих.

— Эдуард, настало время ваших советов начинающим ИП. Чтобы вы посоветовали тем, кто стоит на самом старте?

— Советы у меня практические.

Во-первых, надо больше делать, пробовать, ошибаться. И чем раньше начать это делать, тем лучше. Успех — это количество попыток, только за счет этого на 1001 звонок и спустя 2 месяца я заработал с 1 сделки 6 своих зарплат.

Во-вторых, надо выбрать фокус. Нельзя распыляться. Выбираете в начале пути одно направление и максимально его прорабатываете.

В-третьих, важно ваше окружение. Отгородитесь от людей, которые в вас не верят, а тем более, если топят ваши начинания.

В-четвертых, важно образование. Надо постоянно учиться, но это не всегда может быть школа или вуз. Рекомендую выбрать направление, которое нравится, и идти изучать его. А потом пытаться монетизировать эти знания в бизнесе.

В-пятых, хорошо иметь наставника. Неплохо, когда можно прийти и получить экспертность, а потом применить это в бизнесе. Можно, например, поработать помощником предпринимателя, и таким образом обучиться навыкам создания своего дела.

И главный совет — просто делайте, даже когда не знаете как.

Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.

Больше материалов для ИП читайте здесь.