Если вы хоть раз блуждали по Невскому проспекту, то должны были запомнилось грузное здание из гранита, расположившееся на одной из главных магистралей Петербурга - Доходный дом Вавельберга М.И. Не думаю, что многим поможет добавление фамилии в описании здания, ведь запоминается оно в первую очередь мрачным видом, от которого веет огромными суммами. Но денежная история уходит намного глубже в историю, ведь петербуржцы в возрасте нарекут его бывшим зданием аэровокзала! Удивительно? Как вообще может существовать подобное сооружение в центре города, на приличном удалении от взлётной полосы в Пулково? Но дело в том, что в советское время не сильно заморачивались с обозначением, тем более не все были готовы ехать за билетами на юг города. Поэтому первый этаж бывшего банка переоборудовали под терминал вокзала. Тут продавали билеты, располагались камеры хранения багажа и отсюда/сюда ходили шаттлы до Пулково. А как вообще начиналась история одного из самых необычных домов Питера?
Давным-давно, когда на царских приёмах ещё отплясывали полонез, тут были совсем другие строения, построенные в довольно классическом для Петербурга стиле ещё в начале XIX века братьями художниками Берниковыми. Те немного пожили в домах сами, а после их смерти начались передачи ценного имущества по рукам. То в помещениях этих домов открывается ресторан англичанина Томаса Роби, знаменитый тем, что именно в нем начали готовить первый в городе бифштекс (оказался удивительно вкусным, и новое блюдо стало очень популярно в Петербурге), то в помещения въедет портной Конрад Руча, который введёт моду на плащ-альмавиву, в котором потом будут гоголями рассекать по улицам столицы и Пушкин, и Гоголь (простите мне такую простенькую тавтологию).
Кстати, именно усатый украинец описал портного Руче в своём произведении «Записки сумасшедшего», оставив довольно увесистый след об его имени в русской литературе. «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, - тебе тогда не стать мне и в подметки.» Ну а вот мсье Пушкин закупался у модного портного до последних дней своей жизни, о чём вам расскажут в музее великого писателя и даже смогут показать оставшиеся записи, ведь согласно им Конрад записал на счет поэта несколько новых предметов гардероба. Там же хранятся письма великого поэта к своему заигрывающемся брату, в котором он сообщает о погашенных долгах, в том числе и перед портным.
Когда портной съезжает, то сюда заезжают менее значительные фирмы а-ля фруктовая лавка Иванова, обувной магазин Малейна, контора по найму гувернанток, посудная лавка, магазин оружия и велотоваров (да, это один магазин), трактир Ярославль и школа Альберта Брюккера. Но уже в начале XX века выгодно расположенную территорию выкупает тот самый банкир из семейства Вавельбергов, под реновацию и последующую постройку нового дома, планируя изменить облик Невского проспекта, ну и нагреть на этом собственные руки. По его задумке довольно близкое соседство с министерством финансов, а так же монументальное добротное здание, обязательно вызовет доверие и привлечет потенциальных клиентов в новый банк.
Ну и о том что банкир Михаил Иппалитович продумывал все детали, говорит одна легенда. Мол когда здание уже построили, то на дверях повесели традиционную табличку: «Толкать от себя». Ну вот Вавельбергу сие настолько не понравилось, что он устроил разнос архитектору и всем участвующим в процессе. «Остолопы! Толкать можно только гниль с прилавка да акции МММ в рамках инвестирования в успешное будущее, а мы тут помогаем людям обрести финансовую независимость и реально притягиваем богатство. Так что нужно разместить табличку с надписью: «Тянуть к себе». Усекли, ироды?».
Величественное здание ударными темпами возвели всего за 12 месяцев, ну и как и задумывалось банкиром - оно тут же стало обсуждаемым во всех слоя населения. Свежевыстроенный дворец, облицованный серым сердобольским гранитом, не мог оставаться незамеченным. Как среди довольно однообразных построек Невского проспекта типично жёлтых, голубых и кремовых цветов, может потеряться серое гранитное здание, которое казалось мрачным бастионом, хранящим за своими дверьми жуткие тайны. Ну и богатства. В общем здание идеально вписалось в условия постоянных дождей и серых красок, не выбиваясь цветом из общей однотонной петербургской палитры, зато выделяясь среди архитектурных проектов.
Ну а благодаря задумке архитектора, который выполнил заказ в стиле неоклассицизма, получилось что-то отдалённо похожее на дворцы Италии, а так как Петербург назвался Северной Венецией, то народ быстро повесил на него бирку - «Дворец дожей». Другие же говорили, что данный шедевр напоминает им Палаццо Медичи во Флоренции, а ещё над входом в здание висит похожий именной щит, поэтому вторым прозвищем стало «Денежное палаццо».
Но последующая революция не дала поработать банку на полную мощность и буквально через несколько лет Вавельберг бежал обратно в Польшу, оставив ценное имущество под нужды нового правительства. Те же открыли в нём крупный комиссионный магазин и Севзапгосторг, а перед войной – всевозможные организации, в том числе Ленмоспо, Союзпром-Экспорт. Уже во время войны в здании была научная лаборатория Витаминного института, потом городской авиавокзал и кассы Аэрофлота, о которых я говорил в самом начале. Затем клуб Сайгон и другие арендаторы. Что тут находится сейчас? По последним данным, в данный момент идёт глобальная реставрация и в помещениях денежного дворца планируется открыть дорогой отель, управляемый известной арабской компании Jumeirah. Подождём...
Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал или на инстаграм.