Друзья бывают разные. А у детей ещё встречаются вымышленные невидимые друзья.
От ребенка 3-5 лет запросто можно услышать, что он играл с козой и коровой, которых водил за собой, кормил и обнимал. Хотя вряд ли родители держат в двушке рогатый скот.⠀
Такую игру вполне можно поддержать - расспрашивать про животных, какие они, что кушают и так далее. Это отличный вариант для развития речи. Однако и здесь важно знать меру - не укреплять веру ребенка в то, что они действительно существуют. Отнестись к его рассказам с уважением, но без фанатизма.
Тем не менее, некоторых родителей пугают такие вымышленные друзья. Хотя в целом причин для паники нет.
Дети обожают фантазировать. И это понятно, ведь у них доминирует правое полушарие, образное. Особенно с 2 и до лет 7-8. В этом возрасте услышать рассказ про домашнюю корову или космического кракапуза - вариант нормы.
⠀
Малышовской способности придумывать можно смело завидовать. Вымышленные друзья - один из вариантов фантазии. Так детки проигрывают то, что не могут реализовать в жизни. Плюс к этому выпускают накопленные эмоции.
Но важно знать про существование так называемого "синдрома Карлсона", когда появление вымышленного друга должно привлечь внимание родителей
Когда же стоит обратить внимание на рассказы ребенка о вымышленных друзьях?
- если ребёнок старше 7-8 лет. Это не строгий показатель, но дети в этом возрасте уже понимают, где "понарошку", а где "по правде". Если такая критичность мышления, отсутствует, то это повод для пристального внимания.
- если вымышленный герой не соответствует возрасту ребёнка, возрастным потребностям. Подростки мечтают о любви, дошкольники о друге, с которым можно играть.
- если выдуманный друг занимает все время и мысли ребёнка, не пускает гулять, появляются трудности в учебе, появляются навязчивые движения.
⠀
Родителям стоит задать себе вопрос - что не устраивает, тревожит ребёнка во внешнем мире, если ему необходимо обращаться к несуществующему другу? Получает ли он достаточно поддержки? Не боится ли чего-то? Умеет ли общаться с другими людьми?
Важно наблюдать за ребёнком, стараться его понять - почему в его жизни появился кто-то выдуманный?
Еще один вариант причины появления вымышленного друга - перенесенный стресс, психологическая травма. Тогда так работает психика ребенка, чтобы помочь пережить ему трудную ситуацию - дает ресурса в виде друга, пусть и не настоящего.
Очень важно поведение родителей в такой ситуации.
Если папа или мама паникуют, ругают ребенка, убеждают его в том, что никакого друга не существует, смеются над рассказами - это лишь испортит контакт родитель-ребенок - малыш закроется, перестанет рассказывать что-либо. Но сама ситуация не разрешится, ведь причина появления вымышленного друга останется не выясненной, и исчезнет возможность следить за поведением ребенка, за тем, что происходит с его "другом".
Родителям важно оставаться спокойными и с уважением относится к историям своего ребенка.
Но если ребёнок говорит, что боится своего персонажа, слышит голоса, надо идти к психологу. При любых сомнениях важно не накручивать себя и ребенка, а обратиться к специалисту.