Найти тему
Baza

В 1960 году семья Торнов из Австралии выиграла 100 тыс. фунтов в лотерею. После этого их сын Грэм был похищен

Грэм Торн. Фото: dailytelegraph
Грэм Торн. Фото: dailytelegraph

В начале января лотерея “Русское лото” сообщила, что в новогоднем тираже с рекордным джекпотом в 1 млрд. рублей победил билет из Москвы, а через неделю стало известно и имя победителя - им стала жительница Подмосковья Надежда Бартош.

Далеко не все победители лотерей хотят сегодня раскрывать свою личность, но вот в Австралии 60-х годов вообще не было представления о конфиденциальности для победителей лотерей и информация о них публиковалась прямо на первых страницах газет.

К 1960 году правительство Австралии организовало для жителей несколько лотерей. Первый крупный приз в 100 тыс. фунтов ($3 млн по нынешнему курсу) разыграли 1 июня 1960 года. Его победителем стала семья Торнов - Базил Торн, его жена Фрида, две дочери и 8-летний сын Грэм.

Увидев однажды утром в газете фотографию победителя, 34-летний венгерский иммигрант Стивен Брэдли решился на преступление и стал планировать похищение сына Базила Торна, чтобы получить за него выкуп. Для этого он отправился к дому, где жила семья и стал наблюдать за распорядком их жизни. Адрес дома Брэдли тоже узнал из газеты.

Стивен Брэдли. Фото: diply.com
Стивен Брэдли. Фото: diply.com

Восьмилетний Грэм каждое утро выходил из дома и шел около 300 метров до перекрестка, где его встречала подруга семьи Филлис Смит и вместе со своими детьми отвозила в школу.

Утром 7 июля Грэм пошел в школу, как обычно в 8:30. На перекрестке его уже ждал Брэдли на своей машине. Он убедил мальчика сесть в его машину, а затем отвез ребенка в парк, где связал ему руки и ноги, заткнул рот кляпом, обернул в одеяло и сложил в багажник. После чего направился в сторону дома, чтобы по-пути позвонить Торнам за выкупом.

Уже в 9:40 того же дня домой Торнам позвонил мужчина с заметным иностранным акцентом. Телефон взял офицер полиции, который к тому моменту уже приехали на вызов о пропаже ребенка.

Похититель потребовал 25 тыс. фунтов иначе он “скормит мальчика акулам”. После чего звонивший Стивен Брэдли сказал лишь, что позвонит сегодня в 17:00, чтобы дать подробные указания и повесил трубку.

После этого разговора Брэдли, вернувшись домой, проверил багажник и обнаружил, что ребенок был уже мертв. Тем не менее, он снова позвонил Торнам в 21:47 и сказал, что деньги необходимо положить в два бумажных пакета, но затем, испугавшись, бросил трубку, не предоставив дальнейших инструкций.

Больше похититель на связь не выходил и, забегая вперед, выкуп в итоге тоже не получил.

В первый день после похищения полиция занималась поисками в районе Бонди, где жила семья. На следующий день информация о деле попала в СМИ, людей попросили о помощи в поиске мальчика - было объявлено вознаграждение в 5 тыс. фунтов, а две газеты предложили дополнительные 15 тыс. за информацию. Это привело к большому количеству ложных звонков, но кое-какую информацию все-таки собрать удалось - многие свидетели видели синий Ford Customline 1955 года, припаркованный недалеко от дома Торнов.

Полиция опросила всех владельцев таких машин, в том числе и Стивена Брэдли, но он сказал, что в тот день в Бонди не ездил.

А 16 августа, почти через 6 недель после похищения, тело Грэма Торна обнаружили на пустыре в районе Сифорт: он был связан, завернут в одеяло и по-прежнему одет в школьную форму.

Это дело послужило началом развития криминалистики в Австралии. Эксперты проделали огромную и совершенно новаторскую для своего времени работу.

Экспертиза одеяла помогла установить где оно было произведено и кем и когда куплено. На нем же нашли следы деревьев, которые не росли на этом пустыре (значит тело привезли из другого места) и шерсть собаки породы пекинес, что сужало круг подозреваемых. Криминалисты собрали пробы почвы с тела Грэма Торна, содержимого его желудка, грибов на его обуви и даже личинок мух и установили, что тело хранилось в подвале дома, выкрашенного розовой штукатуркой. Помимо этого у них уже была информация о машине, деревьях рядом с домом и собаке, чью шерсть нашли на одеяле.

Все это 3 октября привело полицию в дом, который снимал иммигрант из Венгрии Стивен Брэдли со своей семьей. Но оказалось, что они уже покинули страну и 26 сентября отправились из Австралии в Англию на борту корабля “Гималаи”.

Через неделю после этого, 10 октября на одной из остановок судна на Шри-Ланке, сиднейские полицейские задержали Брэдли и выслали обратно в Австралию, где позднее он предстал перед судом. В суде Брэдли не признал себя виновным в убийстве, а сказал только, что похитил мальчика, связал и положил в багажник, где он и задохнулся. После чего похититель испугался и решил покинуть страну и отправился в Лондон.

Криминалисты опровергли его слова о причине смерти мальчика, проведя следственный эксперимент и доказав, что Брэдли задушил ребенка и нанес ему травмы, от которых тот и скончался.

Стивен Брэдли был приговорен к пожизненному заключению в тюрьме Голберн, где позднее и скончался в октябре 1968 года.

Причастность жены Брэдли - Магды эксперты доказать не смогли. Она вместе с детьми переехала жить в Европу, а в 1965 году развелась со Стивеном Брэддли.

Дело о похищении Грэма Торна ознаменовало конец “беззаботной австралийской жизни”: родители больше не позволяли своим детям свободно гулять в одиночку. В Австралии стали внедрять концепцию “stranger danger”, согласно которой все незнакомцы могут быть потенциально опасны. Кроме этого изменились правила конфиденциальности для победителей лотерей - теперь они могли остаться анонимными и появились законы о похищении людей - до похищения Грэма Торна такие случае были неизвестны в Австралии.