Много работаю с корпоративным образованием со стороны исполнителя, провайдера и часто вижу карго-культ обучения среди заказчиков. Оно как универсальный стул, на который можно сесть и всё пройдёт. Слишком часто вижу такое, чтобы не попробовать этот стул расшатать.
Важные дисклеймеры
- Я люблю обучение: как учиться и учить, так и проектировать образовательные программы. Но понимаю при этом ограниченность задач, которые можно решить обучением.
- В создании эдакого культа нет вины заказчиков: системному мышлению учат мало, а прийти самостоятельно к его необходимости непросто.
В чём проблема?
Стандартная ситуация — приходит клиент, в бизнесе которого на любом уровне что-то пошло не так. Одна из первых мыслей — «Ну, сотрудники у меня не умеют [...] делать, не хотят или делают неправильно. Значит, нужно их научить». В это вкладывают бюджеты, а когда ситуация не меняется, начинают думать, что обучатели или обучение в целом — ерунда. Но дело всё в другом.
Для решения большинства проблем в компании не нужно обучение, даже если кажется иначе
Обучение поможет изменить поведение и частично способ мышления. Да и то только вкупе с другими активностями и достаточным временем на это. Да, новый способ решать задачи и смотреть на мир повлияет на работу компании. Но если корень проблемы не в недостатке знаний и навыков, то обучение бесполезно. Нужны другие решения — смена оргструктуры, системы мотивации, культуры, отношений и кучи других штук.
Что делать?
Как же выбрать верное? Ответа два: опыт свой или чужой. Свой работает как в любой теме: чем больше делаете и осмысляете опыт, тем больше понимаете, что, в каком случае и как работает.
Чужой опыт можно найти хорошо описанным у зарубежных педдизайнеров. Они давно обсуждают вопрос и суммировали опыт в простые схемы и модели.
Например, матрица выбора решения (очень верхнеуровнево):
Матрица поможет выбрать подходящее направление решения на основе того, насколько сейчас сотрудники умеют решать нужные задачи и есть ли у них знания.
Есть и более подробные инструменты. Популярны дерева решений. Вы поочерёдно отвечаете на вопросы — проводите так диагностику проблемы — и в конечном счёте приходите к решению.
Конечно, любая схема — упрощённое представление сложной реальности, которое настолько полезно в работе, насколько хорошо автор смог эту реальности понять. Поэтому всякий раз, используя такую схему, не забывайте рефлексировать и определять, насколько схема совпала с реальностью.