Найти в Дзене
Авиация просто

АН-225 Мрия: Космодром в небе!

Сегодня мы знаем АН-225 как самый большой грузовой самолёт в мире, используемый украинской авиакомпанией "Antonov Airlines" в коммерческих целях и предмет споров диванных аналитиков, кто же его всё таки построил. На этот вопрос довольно подробно отвечает Википедия, мы же с вами вспомним историю этого великого проекта, его взлёты и падения, ответим на вопрос, нужен ли он был вообще.

АН-225 Мрия
АН-225 Мрия

Думаю, многие знают, что Мрия создавалась для перевозок космической программы "Энергия - Буран", однако такими перевозками уже занимались самолёты ВМ-Т Атлант ОКБ В. М. Мясищева, которые были сделаны на базе стратегического бомбардировщика . Зачем же делать еще один самолёт? Всё дело в том, что ВМ-Т , хоть и был сильно переделан, не обладал достаточной грузоподъёмностью, поэтому мог перевозить лишь отдельные части. Например, кислородный и водородный баки ракеты Энергия доставлялись по отдельности, а Буран - без киля и внутренних модулей.

ВМ-Т Атлант поднимает в небо недоукомлектованный Буран.
ВМ-Т Атлант поднимает в небо недоукомлектованный Буран.

Это привело к тому, что в 1985 году начались работы по созданию сверхтяжелого самолёта , способного перевозить центральный блок ракеты или орбитальный корабль Буран в полностью собранном состоянии. Было использовано много наработок по уже совершившему первый полёт в 1982 году АН-124 Руслан, поэтому всего через три года, 21 декабря 1988-го, АН-225, уже получивший имя собственное Мрия поднялся в воздух. Самолёт поражает своими размерами. Его длина 84 м, размах крыла 88,4 м! От однокилевого хвостового оперения пришлось отказаться, так как груз на внешней подвеске образовывал за собой воздушные вихри. Вместо этого, два киля разместили на концах массивного горизонтального стабилизатора, ширина которого 32 метра! Это сравнимо с размахом крыла некоторых ближне и даже среднемагистральных самолётов. Например SSJ-100 имеет размах крыла 27,8 м, а Airbus-А320 - 34,1 м.

Из-за нагрузки от хвостового оперения, от заднего грузового люка отказались. Загрузка осуществляется спереди.
Из-за нагрузки от хвостового оперения, от заднего грузового люка отказались. Загрузка осуществляется спереди.

К тому времени, как произошли выше описанные события, Буран уже совершил свой первый и последний полёт. Однако, от самолёта не отказались, испытания продолжились, он был показан на нескольких мировых авиашоу, где произвёл настоящий фурор. Также рассматривалась возможность использования АН-225 в качестве стартовой площадки для орбитального самолёта. Этакий воздушный космодром - первая ступень многоразового использования. Примерно к такой же концепции пришли и американцы со своим проектом Stratolaunch, работы по которому начались в 2011 году. К сожалению, наш проект так и не был реализован.

По замыслу, в небе аппарат должен был отделяться от самолёта и лететь на орбиту.
По замыслу, в небе аппарат должен был отделяться от самолёта и лететь на орбиту.

Незавидная судьба могла постигнуть и нашего героя. В 1994 году полёты прекратились. Самолёт начали потихоньку разбирать - сняли двигатели и часть бортового оборудования. Как это часто бывает на постсоветском пространстве, на этом всё могло бы закончиться, однако, АН-225 получил второй шанс. Потребность в таком самолёте все таки была, и в 2001 году Мрия с новым оборудованием, сертифицированным для полётов по всему миру, поднялась в воздух.

Самолёт, кроме оборудования, получил и новые двигатели.
Самолёт, кроме оборудования, получил и новые двигатели.

Если вам посчастливилось увидеть этот уникальный самолёт в живую или есть, что дополнить к нашей статье, пишите в комментариях! Подписывайтесь, будет еще много интересного! А мы желаем самой большой в мире Мечте хороших полётов и мягких посадок еще много лет!

Читайте также:

ТУ-154 : Самый массовый самолет был плохим?

Beechcraft Starship 2000A - самолет опередивший свое время на десятилетия!

ИЛ-62: один из лучших советских самолётов - всего лишь копия?