Найти тему

Финно-угорская негоция

Международное сотрудничество субъектов Северо-Западного федерального округа в первую очередь строится на внешней торговле с сопредельными государствами Балтийского моря. При этом положительное сальдо торгового баланса СЗФО растет из года в год. Товарооборот в 2018 году составил 88,28 млрд долларов (в 2017 году — 77,357 млрд). Главной статьей экспорта округа остается продажа минеральных ресурсов, однако эксперты говорят о том, что в ближайшие годы соразмерную прибыль сможет приносить и арктический туризм.

Соседнее окно в Европу. По данным Федеральной таможенной службы, в 2018 году положительное сальдо внешнеторгового баланса СЗФО выросло почти втрое по сравнению с 2017 годом, составив 13,213 млрд долларов (5,384 млрд долларов в 2017 году по сравнению с 2016 годом, рост на 14%). В физическом выражении торговля с 212 странами ближнего и дальнего зарубежья составила 88,287 млрд долларов (77,357 млрд долларов годом ранее). При этом рост во внешней торговле продемонстрировали все субъекты СЗФО. Даже Псковская область с наименьшим объемом экспорта в округе (0,28 млрд долларов в год) увеличила его на 135%. Почти столько же прибавили Вологодская область и Карелия.

При этом основной товарооборот отмечен со странами дальнего зарубежья — 91%.

В прошлом году основным торговым партнером СЗФО стала Финляндия, куда экспортировались никель, древесина и изделия из нее, минеральное топливо, удобрения. Оттуда в Россию поставлялись машиностроительная и судостроительная продукция, бумага и картон, пластмассы.

На втором месте обосновалась Республика Беларусь, в которую экспортировались минеральное топливо и черные металлы. Импортировались молочная продукция, средства наземного транспорта, мясо.

Далее шли исключительно балтийские страны: Польша, Эстония, Латвия, Норвегия, Литва. Они традиционно закупали российское углеводородное сырье, древесину, металл, удобрения. Оттуда шло оборудование, машины, бумага, пластмасса.

За 2018 год количество участников внешнеэкономической деятельности СЗФО выросло более чем на тысячу.

В текущем году ситуация коренным образом изменилась. За первое полугодие темпы роста товарооборота уже превысили прошлогодние (42,035 млрд долларов против 41,865 млрд долларов в январе — июне 2018 года), сохранился и тренд на положительное сальдо внешней торговли.

Однако политические изменения в мире причудливым образом сменили основных торговых партнеров СЗФО. С одной стороны, страны Балтии, идущие в фарватере санкционной политики Запада, сократили объемы торговли с Россией, с другой, наша страна переключила большую часть транзитных грузопотоков из прибалтийских портов к себе (Усть-Луга, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Поэтому в 2019 году на первое место по стоимостным показателям экспорта вышли Нидерланды — их доля в экспорте региона составила 20,4%. Интересно, что одним из основных экспортных товаров, отправляемых в расположенные на берегу Атлантики Нидерланды, стала рыба.

На втором месте обосновался Китай (8,2%), нарастивший свою долю в стоимостном выражении на 16,1%. На третьем месте — США (6,2%). Стоимостный объем экспорта в Соединенные Штаты увеличился на 21%.

Богатый прилавок. Основными участниками ВЭД в СЗФО вполне объяснимо являются Санкт-Петербург и Ленинградская область (порядка 33 млрд долларов в год). Но если из региона за рубеж вывозят главным образом руду и черные металлы, то из Северной столицы — машины, оборудование, продукцию переработки. Впрочем, как считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев, доля высокотехнологичной продукции традиционно составляет лишь незначительную часть: конкурентоспособность на этих рынках у страны низкая и вряд ли изменится в ближайшее время. По его словам, импорт растет меньшими темпами, в том числе из-за западных санкций и финансовых трудностей, которые не позволяют увеличивать закупки дорогостоящего оборудования.

Основные балтийские порты также находятся в Ленобласти. Именно оттуда в Европу и Китай идут углеводороды и энергетический уголь. За последние несколько лет доля угля в структуре экспорта значительно выросла за счет того, что в Поднебесной постепенно переводят свою энергетику с угля на газ, и Россия восстанавливает свои позиции крупнейшего мирового угольного игрока.

Через порт Калининграда в основном переваливается масло, корма и зерновые.

Четвертое место в списке экспортеров СЗФО занимает Архангельская область, через порты которой на экспорт уходит древесина и минеральное сырье.

«Архангельская область всегда была экспортно ориентированным регионом, потому что из-за северных нагрузок на бизнес наша продукция не выдерживает конкуренции на межрегиональном рынке, — отмечает руководитель региональной торгово-промышленной палаты Василий Сидоровский. — И вроде бы с показателями у нас все неплохо: объемы экспорта неуклонно растут. Но если копнуть поглубже, то основной прирост — более чем на тысячу процентов! — дали поставки в Индию продукции ВПК. Где здесь малый и средний бизнес, который должен быть локомотивом?»

Лесные ресурсы СЗФО — одна из главных экспортных составляющих макрорегиона. Однако в последние годы Правительство РФ прилагает массу усилий для того, чтобы наладить глубокую переработку древесины внутри страны, а за рубеж поставлять не лес-кругляк, а пиломатериалы.

Достаточно большую часть в структуре экспорта занимает и продукция химической промышленности и фармацевтики («ЕвроХим», «Росхимтекс», «Химприбор», «Северхимпром», БХК, «Химпродукт» и др.). Основными торговыми партнерами являются Бразилия, Китай, Индия, США и Эстония.

«Экономика Карелии базируется на использовании местных природных ресурсов, — рассказала Галина Гурова из петербургского университета ИТМО. — На территории республики работают Ляскельский бумажный завод, «Петрозаводскмаш» (химическое и бумагоделательное оборудование), «Кондопога» (производство газетной бумаги), Сегежский ЦБК (производство мешочной бумаги), Суоярвская картонная фабрика, целлюлозный завод «Питкяранта». Также среди крупных промышленных предприятий Карелии можно отметить судостроительный завод «Авангард», «Карельский окатыш» (производство железорудных окатышей), Вяртсильский метизный завод (производство гвоздей и проволоки), Онежский тракторный завод, «Карелэнерго». Машиностроение и цветная металлургия работают на привозном сырье».

Полюс доступности. Вероятно, главной фишкой международного сотрудничества северян может стать арктический туризм. Понятно, что другие приарктические страны также со своей стороны предлагают катание на лыжах, вертолетах, оленях, каякинг, рафтинг, рыбную ловлю и т.п. Но скажите, кого сегодня можно подобным удивить и в каком регионе такого не предоставляют?

Зато именно в России туроператоры предлагают клиентам туры на Северный полюс на современном ледоколе. С изучением полярных архипелагов, наслаждением северным сиянием и высадкой на «макушке Земли».

При этом сам по себе проект не новый.

Как рассказал «Вестнику» основатель и генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян, возить богатых туристов ледоколами на полюс начали еще в 90-х годах. «Тогда из Мурманска в подавляющем большинстве иностранцев брали на борт ледокола «Ямал», — поделился он воспоминаниями. — Приезжали американцы в мехах, бриллиантах. Офицеры ледокола жили по одному в каютах, но их «уплотнили» вдвое, выделив их собственные каюты для туристов. Тогда 15-дневный круиз на полюс стоил 17 тысяч долларов с человека за обычную каюту и 20-22 тысячи долларов за полулюкс. В стоимость входило посещение Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, полюс, катание на вертолете по ходу движения ледокола в процессе ледовой разведки и купание в проруби на полюсе».

Сложность круизов состоит в том, что из-за тяжелой ледовой обстановки совершать рейды на полюс можно только в течение 45 суток с середины июля и до начала осени. То есть один ледокол фактически может делать лишь 2-3 рейса в навигацию (в 2015 году таковых было пять), что сказывается на цене тура.

Сегодня, по словам главы ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашка, у его ведомства нет задачи строить специализированный на круизных поездках ледоход. Туристы посещают Северный полюс на атомоходе «50 лет Победы», но это судно используется для научных целей, для прокладки дороги среди льдов. Туризм — это попутная деятельность, которая приносит «Атомфлоту» 5-6% дохода.

Если появится заинтересованность со стороны турбизнеса, то и со стороны «Атомфлота», вероятнее всего, последуют шаги навстречу. Пока в групповых поездках в Арктику число туристов из России в среднем составляет 25-30%. Как пояснили в одной из компаний, специализирующихся на продаже туров на полюс, сегодня ежегодно на «50 лет Победы» совершается три рейса. Средний чек — порядка 30 тысяч долларов.

Ледокол может взять на борт до 250 туристов за раз. За последние 12 лет «50 лет Победы» сделал уже 50 рейсов на полюс. Ожидается, что этот ледокол будет работать на маршруте как минимум до 2035 года.

По мнению доцента кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Александра Воротникова, многие инфраструктурные проблемы в Арктике, в частности транспортной доступности, энергетического обеспечения и т.д., будут решены в рамках реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В новой федеральной целевой программе по туризму будет два направления, посвященные арктическим регионам, — «Русская Арктика» и «Северное ожерелье». Поэтому туристическому бизнесу необходимо совместно с региональными властями готовить свои предложения по участию в этой программе.

Интересно, что в Федеральном агентстве по туризму не стесняются заявлять, что арктический туризм на российском Севере в перспективе может обеспечить доход не меньше, чем добыча полезных ископаемых.