Социализм и коммунизм - это когда единственным доходообразующим фактором признаётся только труд. То есть признаётся, что ни земля, ни собственность сами по себе прибавочной стоимости не создают. А значит ни дивиденда, ни земельной ренты при социализме быть не должно. Сложнее с арендой - арендная плата при социализме должна быть равна сумме амортизационных отчислений, то есть потере стоимости арендуемого имущества за время аренды - и не больше.
Если мы разрешаем земельную ренту, то мы признаём, что земля может сама создавать прибавочную стоимость. Фактически мы сразу же получаем экономическую базу феодализма. Мы признаём законным и нормальным тот факт, что лендлорды, сидя в клубе и палец о палец не ударив, получают чистый доход от принадлежащих им земельных участков
Аналогично, как только мы в арендную плату включаем прибыль или разрешаем дивиденды, мы получаем чистой воды капитализм– превращаем собственность в капитал. Мы признаём законным и нормальным, что капиталист-собственник на халяву получает свои доходы.
По кодексу 1922 года земля в СССР предоставлялась бесплатно, в 1947 году Сталин ввёл земельную ренту. В сберкассах начал начисляться процент по вкладам. При Хрущёве в арендную плату стали добавлять норму прибыли. Добавьте, что вся прибыль советских предприятий изымалась министерством, и вы получите, что к брежневским временам в СССР был завершен возврат к госкапитализму. А ведь Ленинский план предусматривал обратное - государство должно было постепенно устранять остатки капиталистических отношений.
Сталин просто решил, что для социализма достаточно государственной собственности, ведь при этом все нетрудовые доходы поступают в госбюджет.
Но социалистическое государство само тоже не имеет права жить на нетрудовые доходы. Во первых, рабочим всё равно кто их эксплуатирует.
Во-вторых, в бюджете появились халявные деньги, которые и были обращены на раздувание бюрократического аппарата (как раз высокая зарплата чиновников). Питательная среда бюрократии - халява.
В- третьих, в мозгах бюрократов и прочих людей капиталистическая эксплуатация стала считаться нормой.
Отсюда следствия:
а) в партию и политбюро стали проходить люди, чьё мировоззрение ничем не отличалось от капиталистов. Началось вырождение верхушки партии;
б) за счёт проеденных бюрократами средств снизились инвестиции в развитие и снизились темпы роста.
Вот вкратце, а получилось длинно.