Найти тему
Психолог

Аська – «добытчица». Формируем позитивное самопринятие в сложных ситуациях, когда ребенок/подросток ведет себя неправильно.

Сентябрь 1976 год…

Аська выбежала из класса вместе со своими подружками. Они щебетали что-то про золото, которое было рассыпано на школьной лестнице. Им надо было успеть, пока его никто не собрал. Девчушки поднялись по лесенкам и увидели целую гору золота. Нина, самая бойкая из подружек, начала собирать кусочки золота в кармашки школьного фартука. Аська и остальные моментально последовали ее примеру. Набив карманы золотом, они довольные вернулись в класс. Зазвенел звонок и начался урок.

После уроков Аська поспешила домой, ей не терпелось поделиться с мамой радостью: теперь у них есть много золота!

Когда мама Аськи вернулась домой, то увидела интересную картину. На журнальном столе стояла салатница, наполненная осколками стеклянного кирпича. «Добытчица» торжественно объявила, что дарит все это золото родителям…

Мама Аськи поступила очень бережно с дочкой. Сначала выслушала всю ее историю. Не перебивала. У нее получилось понять, что хотела дочь, чем она была движима. Она не стала убеждать Асю, что в салатнице не золото. Для начала спросила: «Так ты так много золота успела собрать, пока вас не прогнала техничка? Сама? И донесла до дома? Ну, ты у меня такая ловкая и заботливая. Я так горжусь тобой!». И только потом рассказала, что настоящее золото выглядит совсем по-другому. И проявила сочувствие. А затем они вместе помечтали, что смогли бы купить, если бы стеклянные осколки были бы настоящим золотом. Салатница, наполненная стекляшками, еще стояла какое-то время на столе, как напоминание того, что Аська ЛОВКАЯ И ЗАБОТЛИВАЯ и ОНА ЛЮБИТ РОДИТЕЛЕЙ, ХОЧЕТ ИМ ПОМОЧЬ РЕШИТЬ ДЕНЕЖНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ.

У Нины мама поступила по-другому. Отругала дочку за то, что она собирает всякую дрянь и несет домой.

Первый вопрос, который мы должны задавать себе, когда ребенок делает что-то не так: «Что сейчас происходит? Чем движим ребенок? Какая потребность активирует его поведение?». У Аськи мама смогла понять, что дочка очень хотела участвовать в решении проблем семьи (быть частью своей семьи): успеть опередить техничку, наполнить карманы кусочками «золота», донести сокровище до дома. Такой дочкой можно гордиться!