Люди — воспринимающие существа. Однако воспринимаемый ими мир является иллюзией — иллюзией, созданной описанием, которое им внушали с момента, когда они появились на свет.
Карлос Кастанеда.
Теперь, когда есть понимание, что такое информационное поле и как формируются чувства, Кастанеду хочется расшифровать.
Как мы привыкли видеть мир
То, что мир — иллюзия, первыми предположили древнегреческие философы, считая, что реальности как таковой нет. И что люди люди сами создают свою действительность, исходя из каких-то представлений. Рассматривая через ГСР-подход, как устроено сознание человека, вполне соглашусь и с древними греками, и с Кастанедой. Только перескажу это по-своему.
Итак, есть мы и есть наши мысли и представления об окружающей действительности. И эти мысли вызваны пониманием, как принято себя вести среди людей. Понимание — это информационное поле, коллективное бессознательное, в котором мы выросли и которое сформировало наши представления о мире, наше сознание.
Мы с детства «впитываем с молоком матери» что такое хорошо, и что такое плохо. Что означает то-то и то-то, что следует из того-то и того-то. Наше представление о мире складывается из семейных установок и ценностей, из культурных традиций и ценностей, из правил морали и общежития. Наше представление о себе и своей роли в обществе складывается из того же: мы привыкаем видеть себя через то, как к нам относятся окружающие. Мы привыкаем сами выдавать такие же отражения-оценки.
Таким образом формируется наша личность и наши представления о себе, своём месте в мире и о своей роли в общественных процессах.
И от этого никуда не деться: вне общества сознание человека просто не сформируется, недоразвитые заброшенные дети из Домов ребёнка тому доказательство.
И вот мы живём, наполненные пониманиями, образами и примерами. Всё по Кастанеде: воспринимаемый нами мир является иллюзией — иллюзией, созданной описанием, которое нам внушали с момента, когда мы появились на свет.
Как это работает
Допустим, я — мама 3-х детей, они меня замучили, и я очень сильно устала. Я их даже уже ненавижу. Но у меня есть убеждение, что хорошие и правильные мамы детей всегда любят, приветливы и легко справляются с нагрузкой. И я решаю, что должна справляться, иначе я плохая мама. А я хочу быть хорошей мамой, чтобы все видели, какая я молодец. Мне нужна помощь, но мне неловко о ней просить, сами должны догадаться и предложить. Потому что близкие люди должны помогать и поддерживать друг друга. Должны любить и жертвовать собой ради любимых. Они должны чувствовать, как мне тяжело! А они не помогают… А мне всё хуже и тяжелее… А они не чувствую! Боже, какая же это каторга, быть матерью и женой! Если бы не дети, я бы ушла…
Всё, готова картина мира: мир — равнодушный, жестокий, я в нём — жертва, дети-муж-родня — устроились за мой счёт.
Прониклись картиной? Ну так вот: это — иллюзия. Иллюзия, что это окружающие довели бедную женщину до такого состояния. На самом деле она такую ситуацию создала себе сама. Стоп! Продолжения «сама виновата» не последует. Вины тут нет ни у кого, вообще. Просто причина попутана со следствием, оттого и неразбериха.
Причина и следствие
Вернёмся к картине мира, которую видит наша мама-жертва. Она в ней живёт и чувствует определённые чувства: безысходность, отчаяние, одиночество, опустошение. И думает: «Это они виноваты, это они меня довели. Из-за них у меня нет никакой радости и никаких сил вот так жить».
То есть, женщина сначала думает, что все — плохие, и делает вывод: «И поэтому мне плохо». Считает, что это обстоятельства вынуждают мучиться и страдать. И это типично для нашего общества: мы все привыкли именно так выстраивать причины и следствия. Мне плохо, потому что внешний мир… Мне хорошо, когда внешний мир…
Но стоит поменять причину и следствие местами, как всё выглядит иначе. Сначала — чувства и состояния. И уже потом — обстоятельства.
Сначала женщине из примера нужно чувствовать себя несчастной. Замученной и усталой. Жертвенной. Такова потребность её родовой системы, такие в ней крутятся энергии и именно так проявляются во внешний мир. Она их и проявляет, но так как сами по себе энергии не осознаются, на каждую из этих энергий сознание подтягивает определённые мысли и соображения. Мысли и соображения, сформированные коллективным полем, воспитанием. И женщина из примера начинает видеть и воспринимать ситуацию такой, какой видит и воспринимает.
Вот вам и иллюзия: иллюзия заданности, незыблемости и неизменности обстоятельств.
Как разрушить иллюзию
И вот тут радостно хлопнуть себя по лбу и начать бормотать аффирмации «жизнь прекрасна и удивительна» — не сработает. Энергии ведь прежние, и то, что вы начнёте приклеивать к ним новые образы — муж равнодушная скотина, дети достали, но моя жизнь прекрасна и удивительна! — ничего не изменит. Нужно разбираться собственно с энергиями.
Для начала признаться себе в тех чувствах, которые испытываются. Это можно сделать автоматическим сливным выписыванием чувств. Далее в общепринятой психологической практике рекомендуется эти чувства выражать и называть. Да, я устала от своих детей. Да, я нуждаюсь в помощи. Да, я имею право уставать, просить помощи и не быть идеальной матерью. Всё, дальше психология не идёт.
Дальше идёт ГСР-методика, которая предлагает эти чувства адекватизировать. Адекватизация: в ГСР этот термин означает «воспринимаю действительность так, как она есть». А так как действительность мы всегда видим через свои чувства и состояния, именно с ними и нужно разобраться.
Любые чувства — это энергии, на которых мы живём. Это ресурс, и когда мы видим реальность адекватно, мы направляем свой ресурс именно туда, куда нам нужно для своего развития и движения по жизни. В случае с мамой, при адекватном восприятии себя и ситуации она бы смогла попросить о помощи, разделить ответственность за детей, пригласить няню, перестать чувствовать себя жертвой семейной жизни. Но чтобы она смогла изменить свои состояния и поведения, необходимо, чтобы изменились энергии, которые в ней включаются.
Именно это мы и делаем на ГСР-сессии. Понимая, что система человека всегда ресурсна, разбираемся, куда этот ресурс подевался, что его перекрывает. Смотрим, откуда у этой мамы взялись энергии быть жертвой, не просить помощи, вычёрпывать себя до опустошения. Разбираемся с этими причинами и восстанавливаем ресурсное состояние её родовой системы.
Меняем энергии — меняются мысли и видение внешнего мира. Иллюзия, что всё устроенно вот так и не изменить — уходит. Таким образом иллюзии можно убирать шаг за шагом, от симптома к симптому. Меняются чувства — меняются и мысли. Меняются мысли — меняется поведение, выборы, решения. Меняется внешний мир. Дети вдруг перестают бесить и утомлять, уходит вдруг невротическая потребность быть идеальной мамой. Муж вдруг понимает, что жене нужна помощь и предлагает решения. Да и сама жена перестаёт себя чувствовать мятой тряпкой.
Да, Кастанеда был прав: воспринимаемый людьми мир является иллюзией. Но иллюзия эта сформирована нашими чувствами. Меняем чувства — развеивается иллюзия. И мы начинаем видеть реальность, а не свои страхи, сомнения, запреты и всё прочее.
Так что, чтобы изменить свою жизнь, не обязательно становиться Доном Хуанаом. Достаточно научиться разбираться со своими чувствами.
Наталья Никифорова, куратор системы ГСР