В течение многих столетий образ феи претерпевал изменения. В кельтской и германской мифологии феями называли маленьких антропоморфных существ, живущих отдалённо от людей как коллективно, та и обособленно. Феи под видом добрых намерений вмешивались в дела людей, на самом деле замышляя злую шутку, нередко похищали детей.
В эпоху романтизма образ феи претерпел значительные изменения: они уже выглядели как миниатюрные и привлекательные люди.
Способности фей
- Тёмная магия (у лютов)
- Лишение речи
Черты характера фей
Как мы уже отмечали, встречаются как добрые, так и злые феи. Характер этих существ отличается противоречивостью и непредсказуемостью. Феи могут оказывать помощь человеку и щедро благодарить за оказанные им услуги. Но все же основными их качествами являются ветреность и обидчивость. Разгневанная или оскорбленная волшебница могла принести множество неприятностей и даже навести на человека серьезную болезнь.
Впрочем, многие феи, напротив, были целительницами и даже передавали людям свои знания. Также эти существа отличались шаловливостью и склонностью ко всяким проделкам, например, они могли спутать волосы спящему человеку, заставить свернуться молоко или стащить еду со стола.
Образ феи в произведениях культуры
В литературе
В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она – женщина, которая обрела магические способности путём познания).
Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других – постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет. Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создаёт хаос в природе и формирует «наркотически-зыбкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы – в «The Rape of theLock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».
Во
времена туманной юности нашей истории, еще до того, как мир был описан и
подчинен законам смертных и непоколебимые границы отделили человеческий мир от
другого, сказочного, феи свободно странствовали среди людей, и два этих народа
были хорошо знакомы друг с другом. И все же эти знания никогда не были
исчерпывающими, и истории, приключавшиеся с людьми и феями, всегда были полны
неведомого, потому что люди и феи – создания разных миров.
В те времена людям приходилось нелегко. Они были слабыми, затерянными на
огромной и дикой планете, и им пришлось подчинить жизнь планеты своим законам:
установить четкие границы для себя и окружающих их существ, создать страны и
королевства, установить иерархию среди себе подобных, чтобы каждый знал свое
место.
Мир фей, напротив, не имел строгих правил и был полон амбиций, капризов,
изменчивости и непостоянства. Феи существовали в облике людей, временами
прекрасных, но бывало, что и нелепых. По своему желанию они могли принять вид
оленя, сокола, цветка, драгоценного камня или же стать невидимыми. Хотя они жили
в местах, связанных с известным человеку миром, их среда обитания была наделена
и другими измерениями. Их королевства появлялись и исчезали в одно мгновение, и
это очень беспокоило людей, ведь где-то рядом протекала сложная и необъяснимая
жизнь, незаметная для их хрупкого и ненадежного мира.
Вполне естественно, что феи порождали слухи и предположения. Любопытные,
наделенные страстью давать названия и описывать все вокруг, люди сохраняли свои
мимолетные впечатления о них в песнях, рассказах и стихах. Сначала давалось
название, так как имя каждой вещи наделялось необъяснимыми признаками этой вещи
(эта традиция в некотором роде сохранилась и в наши дни). Таким образом
существование названий уже давало какие-то средства контролировать явления, ими
обозначенные.
Как и все остальное по части фей, первоисточник появления их названия
остается неизвестным. Словами, соответствующими слову “фея”, в Испании и Италии
были “fada” и “fata”. Очевидно, оба они были производными от латинского слова “fatum”,
то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже
управлять человеческой судьбой. Однако во Франции сходное с ним слово “fee”
происходит от латинского “fatare” через старофранцузское “feer”, означавшее “очаровывать,
околдовывать”.
Это слово говорит о способности фей изменять мир, который видят смертные. От
этого же слова происходит английское слово “faerie” – “волшебное царство”,
которое включает в себя искусство колдовства и весь мир, в котором феи
существуют. “Fairy” и “Fay”, что означает фея, эльф, являются другими
производными этого слова-прародителя и относятся только к отдельным существам.
Зубная фея – героиня сказки, распространенной в современной западной культуре. Эта маленькая волшебная помощница, которая забирает у детей молочные зубы и оставляет взамен маленькие сюрпризы. Узнайте как появилась сказка о Зубной фее и почему дети до сих пор верят в её существование?