Найти в Дзене
П.И.М.П

Мир Монстров - выпуск N 15 - Феи

Оглавление

В течение многих столетий образ феи претерпевал изменения. В кельтской и германской мифологии феями называли маленьких антропоморфных существ, живущих отдалённо от людей как коллективно, та и обособленно. Феи под видом добрых намерений вмешивались в дела людей, на самом деле замышляя злую шутку, нередко похищали детей. 

В эпоху романтизма образ феи претерпел значительные изменения: они уже выглядели как миниатюрные и привлекательные люди. 

Способности фей

-2

Черты характера фей

Как мы уже отмечали, встречаются как добрые, так и злые феи. Характер этих существ отличается противоречивостью и непредсказуемостью. Феи могут оказывать помощь человеку и щедро благодарить за оказанные им услуги. Но все же основными их качествами являются ветреность и обидчивость. Разгневанная или оскорбленная волшебница могла принести множество неприятностей и даже навести на человека серьезную болезнь.

Впрочем, многие феи, напротив, были целительницами и даже передавали людям свои знания. Также эти существа отличались шаловливостью и склонностью ко всяким проделкам, например, они могли спутать волосы спящему человеку, заставить свернуться молоко или стащить еду со стола.

Образ феи в произведениях культуры

В литературе

В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она – женщина, которая обрела магические способности путём познания).

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других – постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет. Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создаёт хаос в природе и формирует «наркотически-зыбкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы – в «The Rape of theLock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

-3

Во

времена туманной юности нашей истории, еще до того, как мир был описан и

подчинен законам смертных и непоколебимые границы отделили человеческий мир от

другого, сказочного, феи свободно странствовали среди людей, и два этих народа

были хорошо знакомы друг с другом. И все же эти знания никогда не были

исчерпывающими, и истории, приключавшиеся с людьми и феями, всегда были полны

неведомого, потому что люди и феи – создания разных миров.

В те времена людям приходилось нелегко. Они были слабыми, затерянными на

огромной и дикой планете, и им пришлось подчинить жизнь планеты своим законам:

установить четкие границы для себя и окружающих их существ, создать страны и

королевства, установить иерархию среди себе подобных, чтобы каждый знал свое

место.

Мир фей, напротив, не имел строгих правил и был полон амбиций, капризов,

изменчивости и непостоянства. Феи существовали в облике людей, временами

прекрасных, но бывало, что и нелепых. По своему желанию они могли принять вид

оленя, сокола, цветка, драгоценного камня или же стать невидимыми. Хотя они жили

в местах, связанных с известным человеку миром, их среда обитания была наделена

и другими измерениями. Их королевства появлялись и исчезали в одно мгновение, и

это очень беспокоило людей, ведь где-то рядом протекала сложная и необъяснимая

жизнь, незаметная для их хрупкого и ненадежного мира.

Вполне естественно, что феи порождали слухи и предположения. Любопытные,

наделенные страстью давать названия и описывать все вокруг, люди сохраняли свои

мимолетные впечатления о них в песнях, рассказах и стихах. Сначала давалось

название, так как имя каждой вещи наделялось необъяснимыми признаками этой вещи

(эта традиция в некотором роде сохранилась и в наши дни). Таким образом

существование названий уже давало какие-то средства контролировать явления, ими

обозначенные.

Как и все остальное по части фей, первоисточник появления их названия

остается неизвестным. Словами, соответствующими слову “фея”, в Испании и Италии

были “fada” и “fata”. Очевидно, оба они были производными от латинского слова “fatum”,

то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже

управлять человеческой судьбой. Однако во Франции сходное с ним слово “fee”

происходит от латинского “fatare” через старофранцузское “feer”, означавшее “очаровывать,

околдовывать”.

Это слово говорит о способности фей изменять мир, который видят смертные. От

этого же слова происходит английское слово “faerie” – “волшебное царство”,

которое включает в себя искусство колдовства и весь мир, в котором феи

существуют. “Fairy” и “Fay”, что означает фея, эльф, являются другими

производными этого слова-прародителя и относятся только к отдельным существам.

Зубная фея – героиня сказки, распространенной в современной западной культуре. Эта маленькая волшебная помощница, которая забирает у детей молочные зубы и оставляет взамен маленькие сюрпризы. Узнайте как появилась сказка о Зубной фее и почему дети до сих пор верят в её существование?

-4