Друзья, сегодня я решила немного рассказать о диагностике психического развития ребёнка, которую вы можете провести самостоятельно дома.
Знаю, что многие мамы скептически относятся к нормам развития. Но именно нормы создают хотя бы какой-то ориентир, и помогают вовремя забить тревогу.
Цель этих выдержек, да и блога в целом - чтобы родители более ответственно относились к развитию и здоровью ребенка. Не списывали плохое или отклонённое поведение на врожденные способности, темперамент и наследственность. Они, конечно, имеют место быть, но законы развития психики не мы придумали. Всё изучено и доказано веками.
Напомню, что говорю о детках 1-3 лет.
Психическое развитие оценивается по общению и действию с предметами. Поэтому очень важно учить ребенка играть, объяснять и показывать все-все, что его окружает.
В норме - любознательный, открытый, инициативный ребенок, несмотря на темперамент. Есть, конечно, застенчивые дети. Но в таком случае присмотритесь внимательнее, нет ли явных отклонений в поведении.
Сейчас много детей с задержкой в развитии. Поэтому важно ориентироваться не на большинство, а на нормы развития, и организовывать игры и занятия дальше, даже если кажется, что ребенок все знает и умеет. (Статья про то, как заниматься с малышами - тут)
В 11 месяцев ребенок должен не просто манипулировать предметом, а знать, для чего этот предмет нужен. Например, не только грызть молоток и махать им, а стучать. Качать и кормить куклу, мешать ложкой в кастрюле.
В 2 года ребенок уже может начинать интересоваться тем, что сейчас не видит. Отсюда «вопросы-почемучки». После трех сюжетно-ролевая игра станет основным видом деятельности, а общение будет внеситуативным.
Родители сами могут провести диагностику психического развития своего ребенка дома (возраст 1-2,5 года):
ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
- Посмотреть, как ребенок играет один. Часто ли он использует предметы по назначению. Разнообразные или скудные действия с предметами.
Что делать по итогу - показывать разные варианты игр (как строить гараж из кубиков, как кормить, укладывать, одевать куклу и прочее), купить наборы для сюжетно-ролевых игр - посуда, овощи на липучках, которые режут ножом, домики для кукол и животных. Ребенку нужны разнообразные игрушки и примеры действий для процессуальной игры.
ОБЩЕНИЕ
- Как реагирует на взрослого? Желательно, чтобы мама оценивала взаимодействие не только с собой, а с кем-то из родственников и знакомых. Ищет ли одобрения, делится эмоциями? Реакция должна быть четко выраженной на оценку взрослого (похвала- ребёнок радуется, порицание-недоумевает, расстраивается). Игрушки должны вызывать положительные эмоции.
Что делать по итогу: При нормальной реакции- продолжать периодически играть вдвоем, т.к.ребёнок до трёх лет развивается при общении со взрослым. Если ребенок агрессивен с игрушками, а положительные эмоции маловыразительны - то это тревожный сигнал. Нужно обратиться за консультацией к психологу или психиатру.
Многие мамы чувствуют интуитивно - нормально развивается ребенок или нет, но тем не менее, могут упустить момент, что ребенку важно предлагать варианты игр и показывать разнообразные действия с предметами. А есть тревожные мамы, которым нужны ободряющие нормы и убежденность, что с их ребенком все хорошо. Поэтому считаю тему проведения небольших самостоятельных диагностик актуальной, если нужно больше информации о нормах -маякните в комментарии.