Когда сталкиваешься с вереницей стоп-сигналов после долгого рабочего дня, то иногда начинаешь мечтать, что если просто выберешь «правильную» полосу на дороге, то каким-то волшебным образом прорвёшься сквозь пробку с рекордной скоростью.
К сожалению, пробки работают не так, и, в большинстве случаев, поездка займет одинаковое количество времени, независимо от того, какую полосу выбрать.
По самой природе дорожных пробок заложена неравномерность. Поток сжимается и растягивается как аккордеон, когда что-то происходит на дороге, или когда проблема исчезает. Поскольку на каждой полосе проблемы возникают (или исчезают) в разные моменты времени, может показаться, что некоторые полосы движутся быстрее, чем другие.
Однако, в большинстве случаев, движение во всех полосах происходит с одинаковой средней скоростью, поэтому часто перестраиваться в попытке сэкономить время, как правило, бесполезно, а иногда и наоборот, удлиняет поездку.
Постоянные перестроения из полосы в полосу в плотном потоке не только малоэффективны, но и также на удивление опасны. При перестроении между полосами автомобиль становиться уязвимым для удара другими машинами из двух полос движения одновременно, что сильно повышает риск возникновения аварии.
Это неслабо нагружает мозг водителя, так как постоянно нужно принимать решения, что повышает шансы на ошибку, особенно при проверке слепых зон.
Что ещё хуже, перестроения могут на самом деле усугубить ситуацию, потому что это заставляет других водителей в соседних полосах движения приспосабливаться к чужим перестроениям. А некоторые любят вообще препятствовать таким манёврам.
Всё ещё думаете, что сможете переиграть систему? Хорошо, если считаете, что возможный выигрыш в пару минут стоит умственного напряжения и повышенного риска, связанных с частым перестроением, то как вы собираетесь определять, какая полоса движется быстрее других?
В исследованиях по моделированию дорожного движения, в которых обе полосы движутся с одинаковой средней скоростью, исследователи установили, что неравномерное движение транспорта создает иллюзию, которая убеждает водителей в том, что соседняя полоса движется быстрее.
Так как при быстром движении поток машин растягивается и сбивается в кучу при замедлении, то по времени мы дольше наблюдаем, как нас обгоняют, чем мы сами проносимся мимо других автомобилей.
Это верно даже тогда, когда средние скорости на обеих полосах одинаковы, но фазы движения и остановок не совпадают. Когда мы видим, как нас обгоняет куча автомобилей, то легко можем убедить себя, что находимся на «медленной» полосе, хотя на самом деле машины в соседних потоках будут достигать конечного пункта назначения за то же время, что и мы.
Даже люди находящиеся вне автомобиля могут быть одурачены этим явлением. Исследователи прикрепили камеру к кузову автомобиля, чтобы заснять движение на соседних полосах. Затем был показан отрывок видео на лекционном занятии при обучении вождению.
Во фрагменте, который был использован, полоса, в которой находился автомобиль с камерой, в среднем продвигалась немного быстрее, чем соседние потоки. Но, несмотря на этот факт, 70 процентов тех, кто посмотрели видео, были уверены, что соседняя полоса движения была быстрее, а 65 процентов сказали, что перестроились бы в эту «более быструю» полосу.
Так что, попав в пробку, не нервничайте в тщетных попытках побыстрее прорваться через неё, а расслабьтесь и отдайтесь воле потока. Ну и не брезгуйте пользоваться современными источниками информации. Зная, что в третьей полосе произошло ДТП в паре километров от вас, скорее всего стоит перестроиться во вторую.