Начиная наш рассказ об истории появления каратэ в СССР, я хочу вспомнить о незаслуженно забытом писателе, ученом, разведчике – Романе Киме.
В России во все века любили единоборства. И исконно русские - вроде традиции "стенка на стенку", и чужеродные - и французская борьба, и английский бокс, и японское «дзюу-до», и китайские ушу.
Полюбили у нас и японское каратэ (Сейчас слово каратэ знакомо всем, даже тем, кто никогда каратэ не занимался. Известен недавний провалившийся эксперимент наших чиновников от русского языка, которые попытались заняться его «улучшением». К числу «улучшений» они отнесли и решение о том, что надо писать каратЕ, а не каратэ, как это было принято более полувека.) Так откуда появилось каратэ в СССР? Когда мы впервые услышали это слово? Когда мы впервые увидели каратистов на экране? Кто впервые начал преподавать каратэ в СССР?
Скорее всего, каратэ в СССР пришло из Японии. Япония – наш сосед. Контакты с Японией имеют очень давнюю историю. Но вот искать следы каратэ в глубине веков не стоит - в самой Японии каратэ появилось только в начале 20 века, до этого искусство окинавского Тодэ в самой Японии было неизвестно, да и отличается окинавское Тодэ от японского каратэ весьма сильно.
В начале 20 века Россия воевала с Японией. Но каких-то убедительных доказательств о встречах с японскими каратистами найти до сих пор не удалось, хотя анекдоты на эту тему иногда встречаются. Особенно в интернете. И в конце 30-х в боях за озеро Халхин-гол тоже японские каратисты никак себя не проявили. Наиболее плотный контакт с Японией в прямом смысле этого слова произошел во второй половине 1945 года, когда на Дальнем Востоке развернулась финальная часть Второй Мировой Войны. Известно, что к этому времени Гичин Фунакоши и его ученики активно готовили население Японии к сопротивлению, обучая японцев азам каратэ. Конечно, не для боя голыми руками с американцами или русскими, а для насаждения повсеместно элементов военной дисциплины - строевая подготовка, стрельба, групповые массовые занятия каратэ как гимнастикой. Для этого были подготовлены специальные упрощенные программы, в разные города страны были направлены специально обученные инструктора. Но, как показала история, даже каратэ не смогло спасти японскую военщину от разгрома. Советские войска вступили в боевые действия, уничтожая японскую армию на Дальнем Востоке. Каких-то упоминаний о том, что некие ниндзя или мастера каратэ оказывали сопротивление советской армии я не нашел, да и было бы смешно, если бы какой-то самурай в катаной решил повоевать с тяжелым танком «Иосиф Сталин». Японцы сдавались десятками тысяч, тысячи их какое-то время оставались на "вернувшемся в родную российскую гавань" Южном Сахалине и Курилах. Среди тысяч японских военнопленных в наших лагерях и лагерях наших китайских союзников естественно оказались японцы, занимавшиеся каратэ, по слухам в том числе и известные мастера каратэ, которые впоследствии ярко описывали свое пребывание в советском или китайском плену.
В то же время многие советские военные, часто с семьями, поселились на Дальнем Востоке, где после войны некоторое время еще жили китайцы, корейцы, японцы. Бытовые контакты налаживались быстро, и очень скоро стало известно о том, что местные жители набивают свои кулаки, стучат по каким-то столбам (макиварам) и даже танцуют какие-то диковинные танцы с ударами. Возможно, был шанс уже тогда начать изучать каратэ, но японцев очень скоро выселили в Японию, а военнопленные японцы занимались в основном собственным выживанием в условиях наших лагерей, а не практикой каратэ.
Можно сравнить ситуацию у нас и американцев сразу после войны. Американцы, оккупировавшие Японию, познакомились с каратэ практически сразу, уже в 1945 году. Они с первых же дней оккупации запретили в Японии все школы боевых искусств, кроме айкидо, но сами этот запрет соблюдать не собирались. Японские мастера Будо очень быстро поняли, что заниматься с американцами своим привычным делом за приличную для того времени плату от американцев гораздо проще, чем работать на расчистке разбомблённых этими американцами японских городов. Известнейшие на тот момент мастера дзюдо и каратэ обучали своему искусству американских военнослужащих, присваивали им черные пояса. Возвращаясь в США американцы нередко приглашали к себе уже знакомых японцев, которые предпочитали жить и обучать бывшего врага, а не умирать с голоду в оккупированной американцами Японии.
У нас ситуация была иной. Японцы были выселены с территории, занятой советскими войсками и отошедшими к Советскому Союзу. Если среди них и были мастера каратэ, нет никаких свидетельств о том, что кто-то из них обучал в те годы советских граждан.
Можно с уверенностью утверждать, что впервые советские люди узнали о японском (точнее сказать, об окинавском) каратэ в 1954 году из повести одного из основоположников жанра советской «шпионской» литературы Р. Кима «Девушка из Хиросимы».
Итак, Роман Николаевич Ким (имя при рождении: Ким Ги Рён) родился 1 августа 1899 года во Владивостоке. В детстве попал в Японию, в 1907-1917 годах учился в Токийском колледже. В 1917 году Роман Ким возвращается во Владивосток, где оканчивает в 1923 году восточный факультет Владивостокского университета. Переехав в Москву, Р.Ким до 1930 года читает курсы лекций по китайской и японской литературе в московских вузах.
С середины 20-х годов Роман Николаевич сотрудничает с советской разведкой как специалист по Дальнему Востоку.
В 1927 году вышел сборник очерков Р.Кима «Ноги к змее», в 1933 году в литературном альманахе, выходившем под редакцией А.М.Горького, были опубликованы его памфлет «Три дома напротив, соседних два» и серия новелл.
В 1937 году Ким был арестован как японский шпион. Он был осужден на 8 лет, но даже находясь в лагере продолжал сотрудничать со спецслужбами, работая на ниве пропаганды. Продолжал он и свою литературную деятельность. Сразу после Великой Отечественной войны вышли памфлет Р.Кима «Путешествие на американский Парнас» и повести «Тетрадь, найденная в Сунчоне», «Девушка из Хиросимы», «Агент особого назначения», «Кобра под подушкой». Можно сказать, что эти повести открыли в СССР новый жанр - шпионскую литературу. Интересно, что большинство произведений Р.Кима основаны на фактическом материале, иногда он демонстрировал знание настолько секретной информации, что просто диву даешься. Мировой сенсацией стал роман Кима «По прочтении сжечь», в котором представлена интересная, а ныне практически общепризнанная версия тайны нападения японцев на американскую базу в Перл-Харборе. Ким написал о том, что незадолго до этого нападения в руках американской разведки оказались японские дипломатические шифры (на самом деле американцы получили в свое распоряжение немецкую шифровальную машину "Энигма"). Американские военные расшифровывают все военные радиограммы японцев и потому знают о готовящейся операции в океане. Тысячи убитых, десятки кораблей – всё отдано в жертву ради сохранения тайны!
Но вернемся к каратэ и его первому упоминанию в советской литературе. В 1954 году в двух номерах литературно-художественного журнала «Октябрь» (август №8 и сентябрь №9) была опубликована повесть Р.Н. Кима «Девушка из Хиросимы». Из этой повести советский читатель впервые узнал о том, что в Японии существует некое единоборство, малознакомое даже среди японцев. Это единоборство попало в Японию с Окинавы, где в семейных школах его секреты передавались и передаются до сих пор из поколения в поколение. К сожалению, в повести нет описания техник, мало что говорится о методах преподавания. Однако, в ней описывается биография одного из известнейших окинавских мастеров Сокона Мацумуры.
Через 2 года повесть вышла отдельной книгой.
А еще через 10 лет Р.Ким опубликовал повесть «Школа призраков», где рассказал уже про ниндзя – и тоже впервые в СССР.
Наиболее известны повести Романа Николаевича Кима "Тетрадь, найденная в Сун-чоне" (1951 г), "Кобра под подушкой" и "По прочтении - сжечь" (1962 г.), а также повести-памфлеты "Кто украл Пуннакана?" и "Школа призраков" (1965 г.).
Биографии Романа Николаевича хватит на десяток томов, на огромный сериал (главное, чтобы Кима играл не Безруков!), да ещё и на несколько докторских диссертаций! Орден Красной Звезды, медаль "За победу над Японией", знак "Почётный чекист" - его награды.
Умер писатель, ученый, разведчик Роман Ким в 1967 году, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Не буду пересказывать те не слишком обширные сведения о Романе Николаевиче, которые в последние годы появились в интернете. Меня на момент написания этой статьи в первую очередь интересовал "приоритет" Романа Кима в деле знакомства советских людей с каратэ.
Почитайте очень интересную статью об этом удивительном человеке.
И как раз в 1967 году я впервые увидел фильм «Гений дзюдо», снятый в 1965 году по сценарию Акиры Куросавы, где в роли Шогоро Яно, в котором легко угадывался Дзигоро Кано, блистал Тоширо Мифунэ. Фильм назывался «Гений дзюдо», но почему-то многие пионеры каратэ считают, что именно благодаря этому фильму начали заниматься не дзюдо, а каратэ.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".