Эксперт Игорь Николаевич Пантин разработал видео-тренажер для постановки навыков критического мышления.
Вы смотрите короткое видео с выступлением не школьника, не студента, а, казалось бы, авторитетного специалиста – и на экране даются подсказки: где утверждения цитируемого специалиста спорны.
Явно спорны и могут привести к ошибкам.
Постепенно задания Зрителям будут усложняться…
Текстовая расшифровка видеозадачи
Вопрос из зала: Одни рождаются с весьма примитивными способностями, другие рождаются гениями. (Типовой миф о творчестве - Примечание Пантина И.Н.) В какой момент Ломоносов, Гете, Леонардо стали гениями, а остальные обычными людьми?
Черниговская Т.В.: Я вам вот как отвечу. Некоторое время назад ко мне приехала статья из Калифорнии. Очень серьезного автора, которая прямо так и называлась “When Mozart became Mozart?” Когда Моцарт стал Моцартом.
Думаю, ничего себе! При этом это статья не разговорного жанра была, а это нейрофизиолог пишет. (Где ссылка на источник? - Примечание Пантина И.Н.) Вот я ее очень внимательно изучила, ответ его таков - в момент, когда зигота образовалась, когда соединился так сказать будущий отец будущей матерью. В этот момент он стал гением.
Гением можно только родиться. Другой вопрос, что дальше? Потому что, как бы, все ли они реализовались, встает вопрос? Да вот думаю что нет, (Мнение - Примечание Пантина И.Н.) и если мы посмотрим на то, что с гениями происходило, ну скажем, даже такие абсолютные гении, несомненные гении, как Моцарт, Бах, Бетховен. Их по пальцам колотили, чтобы они на клавесине на своем играли, то есть не хотели играть, но всякому лень. Понимаете? Гению тоже лень. (Мнение - Примечание Пантина И.Н.)
Так вопрос в том, насколько надо давить, чтобы он свою эту гениальность выплеснул, или надо его оставить покое, и пускай все бродят по цветущим
полям и лугам, и если кто-то из них сам в гения, так сказать, вырастет, то и слава богу. Или все-таки необходимая доза принуждения, как в классических школах, во все века была, она необходима. То есть это очень серьёзный вопрос про то, как образование образовывать.
Вот как древние авторы греческие писали, как бы, постижение фактов не делает человека умным. Но я не буквально, я не цитирую, но идея такая. Встает вопрос, а мне надо иметь в голове эту дикую кучу знаний? Вот учила я там эти самые таблицы логарифмов. Вот кто постарше, он наверно помнит, или бином Ньютона? Боже милостивый, вы хоть раз жизни встретились с этим биномом Ньютона? Хоть на Тверской, хоть на Невском? Я вот так ни разу и не увидела живьём, что этот бином Ньютона? (Мнение, бытовое мышление - Примечание Пантина И.Н.)
Сейчас вроде мы все согласны, что простое изучение фактов никому не нужно, потому что они очень легко получаются, ну известными нам способами. (Мнение, бытовое мышление - Примечание Пантина И.Н.) Я не хочу, чтоб меня лечил врач который не знает анатомии. Вот пусть сядет и знает каждую мышцу, каждую косточку и каждую ресничку. Я не хочу этого, чтобы он думал, о да, вот сейчас я слазаю в компьютер посмотрю, сравню. Это нет. В эту игру мы не играем. (Эмоция - Примечание Пантина И.Н.)
Значит нужен какой-то баланс, с одной стороны не забивать голову вещами которые можно найти и так, с другой стороны, чтобы мы не превратились в общество, которое готовит только дилетантов. Это нам точно не нужно. Так ведь? (Мнение, бытовое мышление - Примечание Пантина И.Н.)
Мы в сложной ситуации сейчас оказались. Вот это вот псевдо доверие, как бы, к информации, которые условно говоря википедия. Мы-то нашим студентам прямым текстом, мы им даем списки сайтов информация с которых надежна. А в остальные, мы говорим, и не лазайте. (Мнение - Примечание Пантина И.Н.)
То есть если пустяк, типа как пройти с этой улице на эту, так и на здоровье,
но если всерьез, то википедия последнее место, в которой я полезу правильно? А сколько заведомо ложной информации? А социальные сети, которые что вытворяют, и вообще скоро мир перевернут. (Мнение, бытовое мышление - Примечание Пантина И.Н.)
То есть мы попали в другой тип цивилизации, говорим прямо и более того, это не будущее, а настоящее. Мы в нем уже находимся, и нам надо, что-то с этим делать, чтобы воспитать и образовать детей и студентов наших так, чтобы они в этом мире не погибли, не заблудились, не потерялись, а знали как в нем жить. (Мнение, бытовое мышление - Примечание Пантина И.Н.)
Автор видеоцитаты - Игорь Николаевич Пантин
Дополнительные материалы
Корректная ссылка на первоисточник
Видео: ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА
Дополнительные возможности
Использованные материалы
- Фото - скниншот из видео