Найти тему

Мне все больше кажется, что времени нет

После прочтения некоторых книг возникает трудность ответить на простой вопрос «о чём книга и какой главный смысл прочитанного?». Ощущение, что прикоснулся к чему-то великому и безумно ценному, но описать увиденное или услышанное невозможно. Любые слова будут умолять красоту и мощь того, с чем ты соприкоснулся.

Формально книга Евгения Водолазкина «Лавр» — это житие святого, описание его мытарств. Это лишь наглядная часть романа. При прочтении понимаешь, что роман о безграничной любви, о времени, о Боге и тайне. Травник Арсений в начале романа переживает сильную трагедию, и в результате в душе юноши поселяется вечная вина за произошедшее. Это чувство, рожденное безмерной любовью к своей возлюбленной, перерастает в сопричастность и ответственность за ту боль и несчастья, что происходят в мире. Весь его жизненный путь превращается в служение и жертву, которая будет причастием и покаянием, которого лишились его Устинья и нерожденный сын.

В романе автор перемешивается древнерусский язык с современными словами, жители XV века цитируют Антуана де Сент-Экзюпери, герои рассказывают, что территория кладбища стала комсомольской площадью, в средневековье в лесу появляются пластиковые бутылки. Писатель подчеркивает мысль, что время – иллюзия нашего немощного ума, не способного вместить всё понимание мира. «Я скажу странную вещь. Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно. Мы заперты во времени из-за слабости нашей.» Полное ощущение мира может вместить только понятие Бог. «Люди свободны, ответил Амброджо, но история несвободна. В ней столько, как ты говоришь, помыслов и поступков, что она не может свести их воедино и объемлется только Богом». Безграничная любовь к Устинье приводит главного героя к мыслям об иллюзорности времени, понятию и ощущению всеобъемлющего Бога. Автор неявно выражает мысль, что любовь предшествовала созданию мира, что «Бог есть любовь».

В итоге главный герой, претерпевая много невзгод и лишений, меняя имена и звания с травника Арсения до старца Лавра, символически получает прощение и возможность мирно уйти, спасая деревенскую девушку с ребенком и взяв на себя грех нечестивого человека. Старец Лавр возлагает на себя полную ответственность за всё, что твориться в мире, и становится подобен Богу, который для автора так и остаётся непостижимой тайной. «Что вы за народ такой, говорит купец Зигфрид. Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь, вы же его всю жизнь мучаете. А когда он умирает, привязываете ему к ногам веревку и тащите его, и обливаетесь слезами. Ты в нашей земле уже год и восемь месяцев, отвечает кузнец Аверкий, а так ничего в ней и не понял. А сами вы ее понимаете, спрашивает Зигфрид. Мы? Кузнец задумывается и смотрит на Зигфрида. Сами мы ее, конечно, тоже не понимаем.»

Роман «Лавр» Евгения Водолазкина – это прекрасная, великая литература, создаваемая на наших глазах! После прочтения последних строк недоступность словесного выражения того величия бытия, о котором я услышал у автора, выразилась невольно наворачивающимися слезами и таинственным трепетом внутри!