Найти в Дзене
Комитет А

Комитет ностальгический. Игра, с которой всё началось.

Конец 2019 - начало 2020 года ознаменовали новости о концепте новой приставки Sony PlayStation 5. Вслед за этой новостью, в сеть просачился слух о том, что PlayStation 5 сможет запускать игры со всех поколений этой приставки. Эта новость невольно заставляет вспомнить о своих любимых играх былых лет, существовавших на PS1 или PS2. И нам в редакции Комитета А есть о чём вспомнить, а конкретнее о такой серии, как Ratchet & Clank. Данный эксклюзив PlayStation широко любим по всему миру, но как-то на территории России и странах СНГ не сыскал особой славы, поэтому сейчас, на волнах ностальгии мы поведаем вам о первой серии приключений, Ломбакса с гаечным ключом на перевес, Рэтчета и его верного механического компаньона Клэнка.

На дворе далёкий 2002 год. Маленькая компания Insomniac Games, виновные в создании такой культовой серии игр, как Spyro, а спустя 16 лет эта же компания подарит миру, пожалуй, лучшее, что случалось с Человеком Пауком за последнее время (фильмы с Томом Холандом в расчёт не берутся. Они бездарные).

-2

Так вот, эти самые Insomniac начинают работу над неким проектом под названием I5, но вскоре игроделы не вдохновиляются тем, что у них получается и забрасывают работу, и лишь только спустя шесть месяцев, благодаря Брайяну Хастингсу и его идее, о некой рептилии, бороздящей просторы космоса, работа над проектом вновь закипела и имела уже название Ratchet & Clank.

-3
Ранние концепт арты Рэтчета и Клэнка
Ранние концепт арты Рэтчета и Клэнка

Чуть позже Insomniac Games заручились поддержкой от другой, небезизвестной компании Naughty Dog, которые предоставили в их пользование некие свои игровые технологии, использовавшиеся в создании игры Jak and Dexter: The Precursor Legacy в обмен на получение всех нововведений и инноваций, которые Insomniac сделают в процессе работы. Обе стороны пожали руки в знак согласия и так началась работа над созданием игрового движка (примечательно, что создан он был с нуля силами Insomniac Games, но важные средства визуализации были позаимствованы у Naughty Dog). Долго распинаться по истории создания игры мы не будем, поэтому готовый продукт вышел 3D платформером, главными и самыми сильными сторонами которой были оружие и юмор. Если за первое отвечал арсенал разнообразного, хоть и карикатурного оружия, начиная с гаечного ключа Рэтчета и пачки гранат, заканчивая огнемётами, огромными переносными ракетными установками на перевес, энергетической боксёрской перчаткой и чем-то, под названием "коготь Тесла" повергающих врагов в шок от разрядов Зевса (поняли, да? В шок. Ну потому что бьёт молнией).

Пушка засасывающая врагов и стреляющая ими
Пушка засасывающая врагов и стреляющая ими

А вот в юморе присутствовала сатира и высмеивание культурных явлений того времени, да и нынешнего, в целом тоже. Например то, что всем от вас что-то нужно. И под что-то подразумеваются деньги. Пример: вы спасли учёного со станции по разработке оружия и в качестве награды он предлагает купить у него необходимое для дальнейшего прохождения устройство. "Как же так?" - спрашивают герои, "Мы ведь только что спасли твою шкуру". "Хорошо, ладно, я дам вам скидку сотрудника" - отвечает учёный. Или например, вы проходите полосу препятствий, призом за которую будет другое важное устройство в арсенале Рэтчета, но вот незадача - тренер этого финес курса оскорблён тем как вы проходили полосу препятствия и теперь за приз нужно платить. И вот в таком ключе происходит большинство встречь с игровыми NPC.

"Hey, look - Plumber's crack".
"Hey, look - Plumber's crack".

Перейдём к сюжету:

В далёкой далёкой галактике под названием Солана, на пустынной планете Велдин проживает юноша по имени Рэтчет, мечтающий выбраться со своей планеты и увидеть другие миры, поэтому он строит космический корабль, но ему не хватает важной детали, чтобы запустить свой драндулет. В это время, на заводе по производству роботов-убийц, на конвейере произошёл сбой и вместо очередной машины-убийцы (не путать с детищем автоваза), на свет выходит маленький, добродушный робот-альтруист Клэнк, в распоряжение которого попала секретная информация, и за ним начинается погоня, во время которой челнок Клэнка терпит крушение на планете Рэтчета, где последний находит его Клэнк делится полученной информацией.

-7

Видите ли в чём дело: родная планета некоего директора Дрека перенаселена и загрязнена до такого состояния, что на ней невозможно жить и поэтому он воплощает в жизнь свою инициативу по созданию нового мира и для этого ему необходимы запчасти, "щедро" предоставленные с других планет, посему жители в добровольно-принудительном порядке вынуждены покинуть дома или остаться и стать жертвами сей космического непотребства.

Директор Дрект вещает о своём плане.
Директор Дрект вещает о своём плане.

Дабы предотвратить это бесчинство, протагонисты отправляются на поиски галактического супер-героя Капитана Кварка. Пожалуй, вот так в кратце можно описать сюжет без дальнейших спойлеров.

Капитан Кварк?
Капитан Кварк?

Да, сюжет звёзд с неба не хватает и Дрек выглядит типичным, исключительно злым персонажем, но поверьте, его мотивация настолько простая, реальная и в то же время гениальная, что узнав её, отпадают все вопросы(и это мы сейчас не о его планах по созданию планеты).

Ну, а теперь самое главное - геймплей. Тут всё просто: вы прилетаете на планету, на которой есть 2-3 маршрута, каждый из которых необходимо исследовать для открытия следующих миров или поиска необходимых элементов экипировки. На пути вам будут встречаться головоломки, препятствия, преодолеваемые вашими инструментами и агрессивные местные представители планеты, преодолеваемые уже вашим арсеналом. Ну а для любителей получить все достижения есть скилл поинты - некие особые действия, которые надо умудриться сделать и секретные места с редкими золотыми болтами.

Карта одной из культовых локаций серии
Карта одной из культовых локаций серии

К слову о болтах, они представлены в качестве местной валюты и щедро высыпаются из разбиваемых ящиков или из голов ваших врагов. И разбивать придётся много.

Рэтчет достаёт болты из головы врага
Рэтчет достаёт болты из головы врага

Ну и теперь самое неприятное - минусы игры. Рэтчет и Клэнк продукт своего времени и спустя почти два десятка лет на фоне нынешних игр она выглядит не так впечатляющие. Из явных минусов, мы бы могли отметить управление, а точнее некую лёгкую деревянность Рэтчета. В конце концов эта игра была пробой пера, но когда в бою трудно прицелиться во врага из-за практически отсутствующей системы наведения - это, скажем, не лучшее достоинство игры, в которой стрельба занимает большую часть геймплей. Вторая проблема - бэктрэкинг. Без лишних подробностей, то вам придётся возвращаться на ранее пройденные миры, потому что раньше вы не могли пройти по сюжету дальше без определённого инструмента и так будет несколько раз. Ну и третья проблема - пожалуй, актуальность самой игры. Да, она по праву заслужила своё место в классике игр, но эта игра продукт своего времени и если показать её молодому поколению игроков, то скорее всего она им не понравится. В ней нет мультиплеера, картинка приятная, но не изобилует количеством графония, ну и сюжет не блещет чем-то гениальным.

Рэтчет и Клэнк уходят в закат после победы над злом
Рэтчет и Клэнк уходят в закат после победы над злом

Так почему же мы хотим обратить внимание на неё? Эта игра с большой душой и для всех. Когда рынок переполнен кучей низкосортных игр и эта куча становится больше, а её ароматы начинают отпугивать, то такие проекты ценятся особенно сильно. Стоят ли Рэтчет и Клэнк внимания? Однозначно. Но судить о них стоит уже после личного знакомства. Спасибо за внимание, не злоупотребляйте персональным гигиениратором, любите хорошие игры и уважайте наш авторитет.