Я незадолго до поездки думал о странном мозговом вывихе в людях – считать на месте какие-то совсем уж копейки, потратившись на билет, гостиницу и т.д. Прибыть куда-то – и не пойти в главную галерею города только потому, что вход стоит 10 евро. В сети есть масса «полезных советов» про то, как сэкономить 10 центов и перетерпеть день-два без обеда.
На этот раз ересь имела неожиданное проявление. Принимали нас хорошо. Возили, кормили, селили, поили, развлекали. Но несколько раз гидши, нанятые для экскурсий, вдруг входили в ступор и говорили что-то вроде: - Это очень интересно, но внутрь мы не пойдём – потому что это не бесплатно. –
Ну, насколько не бесплатно? В Болонье вход в анатомический театр при университете, доступ к статуям оплакивающих Христа – всё это стоит по паре евро. И без этих явлений Болонью просто не понять, это не громкие слова, всё так и есть. Тут весь город – «про мясо», тут любая телесность через край – и это надо видеть. Даже дома мясным цветом выкрашены.
В первый раз мы этим огорчились в огромной церкви Святого Петрония: гидша подвела нас к одной из ниш, в темноте смутно переполнено всякой красотищей, и сказала: - А…сейчас темно…Но сюда можно придти, когда будет светло, завтра. Там очень интересно внутри. А сейчас ничего не увидеть, да. –
Я про такие вещи всё знаю, пошёл искать аппаратик, принимающий монетку в обмен на освещение…объекта.
И тариф там был даже не обычные пол-евро, а всего-то 20 центов.
Ну кого обеднят 20 центов?
В университете опять то же: прошлись по расписанным гербами коридорам, а к деревянным фигурам людей без кожи не пошли. Там надо платить.
Организаторы, узнав, сказали – Да что ж такое? Гидши могли предупредить. Мы в транспорт вложились, в экскурсии – ну неужели б мы стали экономить какие-то 20-30 евро? –
Проходили мимо церкви со статуями плакальщиц . Они во всяких историях искусств есть. Зайдём? Нет, времени нет. Да это и не бесплатно.
Мне всё равно – я всё это уже посетил и отснял ещё за пять лет до того дня. Той же камерой и объективами, так что особого смысла туда рваться не было. А коллеги так и не увидели.
На другой день в Вероне вселились в главный тамошний отель, буквально в десятке шагов от него – церковь святой Анастасии. Она с гостиницей нашей – единый ансамбль. Гид, Лаура, завела нас на крыльцо, махнула рукой куда-то над перегородкой, в сторону потолка: - Там – красиво. Но это не бесплатно. Пойдёмте. –
Я в последнее наше утро в Италии туда зашёл, уплатив три евро. Оказалось, здесь знаменитая фреска Пизанелло «Святой Георгий избавляет деву от дракона» - с головой этой девы даже почтовая марка есть.
Я, торопясь, так её и не нашёл – но увидел ещё всякое, в целом церковь эта чуть ли не на венецианскую Сан Дзаниполо похожа, хоть и пожиже на шедевры, разумеется. Тоже доминиканская, кстати.
Достойна посещения.
Видел также сцену, от которой у меня зашевелились православные корни, хоть и невнятные. Сидела богато убранная кукла с младенцем, перед ней стояла девушка, в раздумьях. Крестилась, вздыхала, смотрела на куклу. Очень всё серьёзно.
В церкви вовсю эклектика – средневековье, барокко, Возрождение, есть неприятные росписи 19 века, вроде б ладненькие такие, но совсем уж явно худценности не имеющие. Есть скрюченные статуи «горбунов Святой Анастасии».
Пришёл органист, стал играть, наполнил звуками.
Как можно было так решительно бежать всего этого из-за трёх евро за вход – не понимаю. Тем более б деньги дали без проблем.
Это мозговое что-то.
P.S. Та знаменитая фреска Пизанелло. Фото не мои.