Найти тему

Спасибо, Кобе, что ты умеешь так забить

Памяти выдающегося баскетболиста Брайанта

Говоря честно, не думал, что медийные титаны юности (не хочется писать «кумиры») начнут уходить так скоро. Ночью на вертолете с 13-летней дочерью разбился 41-летний Кобе Брайан — баскетбольный бог моего детства. (Хотя «бог» — это, конечно, про Майкла Джордана, который в 97-м открыл мне через «Космический джем» сразу два мира — баскетбол и кино; но пусть будет два «бога».)

Ночью же впервые посмотрел короткометражку «Дорогой баскетбол», основанную на прощальном письме-стихе Брайанта, которым он завершил карьеру; трогательный мотивационный мультфильм, в котором легенда Брайант разговаривает с мальчуганом Кобе (и миллионом детей по миру) и любимым видом спорта, который все ему дал и всему научил; карандашный мультфильм получил «Оскар», — но при всей патетике, которая привычна для конца большой карьеры и тем более жизни, мне не кажется, что это сумасшедше точная история про Кобе Брайанта. Эти же образы в комической аранжировке были хотя бы в том же «Космическом джеме». Скажу несвоевременно грубо — это аккуратные и приятные банальности, в меру мотивирующие, в меру поминальные, но для памяти экстраординарного игрока — квелые, ленивая лепка спортивного мифа.

Говоря честно, не то чтобы мои знания о Кобе в нулевые выходили на пределы этого спортивного мифа. Чисто спортивный гений — с его титулами, рекордами, невероятными бросками и отчаянными проходами (один из фирменных приемов — эгоцентрично дать пас самому себе через баскетбольный щит). Кстати, рекорд по чемпионским перстням он так и не побил: пять — как у Мэджика Джонсона, другой легенды «Лейкерс» (у Джордана — шесть; у Билла Рассела, подсказывают, недостижимые 11). За человечность в той команде отвечал Шак (его истории про кочевое детство и мечту о кроссовках на толстой подошве вызывали больше эмпатии), за философию — тренер Фил Джексон, прозванный дзен-мастером. Брайант — про что-то другое. Спортсмен, которому не хочется подражать, потому что так не получится. Спортсмен, чей перфоманс радует, потому что он есть.

С Шаком и Джонсоном, разумеется, Кобе в какой-то момент враждовал, обвинялся в изнасиловании, вел войну против клуба и всего мира, уравновешивал славу выдающегося спортсмена статусом выдающегося говнюка. Об этом не сделаешь пятиминутный мультик или глянцевый байопик с саундтреком лучших композиторов мира (ему посвящено несколько песен и мелодий, вот одна из них). Когда Кобе закончил карьеру, писали, что кончилась эпоха суперзвезд — даже ЛеБрон играет на команду, а не только на себя. («Ну и сколько у тебя титулов», — мог бы спросить Брайант, чьи рекорды теперь бьет трехкратный чемпион ЛеБрон Джеймс, в нулевые выглядевший эдаким Неймаром — невероятно одаренным игроком с амбициозной тенью Джордана/Пеле за спиной.)

Джексон / О'Нил / Брайант
Джексон / О'Нил / Брайант

Говоря честно, будет печально, если Кобе действительно останется в памяти собственным карандашным рисунком, примером нечеловеческого трудолюбия, приведшего к нечеловеческому же успеху. Тот же «Космический джем» (это последний раз) показывал Джордана в худшей из позиций — бейсболистом-неудачником, который зря пошел в соседний вид спорта. Его судьба не походила на золотое шоссе, по которому прокатился Кобе, сразу после школы оказавшись в одном из величайших клубов NBA, где и мечтал играть с детства. Все 20 лет от оттрубил в фиолетово-золотой майке «Лос-Анджелес Лейкерс» — и ушел, несмотря на всю скандальность, красиво.

Карьеру живого он тоже закончил эффектно: в тот момент, когда годы без «Лейкерс» начали выигрывать у лет с любимым клубом со счетом 21:20. В таких ситуациях Брайант забивал с сиреной и затыкал рот скептикам. В жизни же нет сирены, нет трехочковых и нет рекордов.

Карьера Кобе (и не только) научила меня, что регулярная самоотдача дает результат. Смерть Кобе напомнила, что у каждого красивого мифа есть изнанка, и о ней важно помнить — и быть может, даже любить.