Продолжаю отвечать на вопросы читателей.
В советское время старались не упоминать про участие различных народов Советского Союза в войне на стороне немцев. Это хорошо на примере Хатыни видно: утверждалось же, что сожгли её немецкие солдаты, а не украинские полицаи. Про белорусов вообще старались не упоминать никогда. Дескать все белорусы ушли в партизаны, и среди них предателей не было совсем.
Толерантность — это конечно штука хорошая, но, если она не идёт в разрез с реальной историей.
Массовое партизанское движение на территории Белоруссии в первую очередь было связано с тем, что ещё в июне 1941 года там была окружена большая часть войск Западного фронта. Да ещё и пограничники, НКВД, советский и партийный актив.
Что же касается белорусов, то были у них и свои националистические движения, мечтающие, с немецкой помощью, создать независимое белорусское государство. Были созданы полицейские части из белорусов, которые начинали с того, что ловили по лесам прятавшихся там красноармейцев, а затем и воевали с партизанами.
Предпринимались попытки создать и самостоятельные белорусские вооруженные силы. В 1942 года это был Белорусский корпус самообороны, на формирование которого немцы так и не решились.
В начале 1944 году немцы решили создавать Белорусскую краевую оборону, суля белорусским националистам обещания о будущей независимости. Но это было время, когда Красная Армия побеждала, готовилась освобождать белорусские земли, и сильного энтузиазма даже у самых ярых националистов уже не было.
Конечно, белорусских военизированных подразделений было создано не так много, как, например, украинских, но так и сама Беларусь меньше.
А ещё сложность в получении данных по белорусам, на мой взгляд заключается вот в чём. Если украинца от русского как-то можно отличить, то попробуйте узнать белоруса? Если украинскую речь ещё можно было иногда услышать в советское время, то я сколько раз не ездил в Белоруссию, ни разу не слышал, что бы на белорусском языке говорили. И акцента характерного какого-то нет у белорусов.
А уж что касается немцев, то они и подавно различить не могли русских, украинцев и белорусов. Это я к тому, что большая часть пошедших служить немцам набиралась в лагерях военнопленных. А там себя кто как хотел, так и называл. В зависимости от того, в какие части шел набор, желающие послужить (чаще всего просто выбраться из лагеря и удрать к партизанам) называли себя украинцами, белорусами, или, например, казаками.
Тем более, что воспитанные в духе Российской империи (а отнюдь не советского интернационализма), где все были российскими подданными, независимо от национальности (которую вообще нигде не фиксировали), и у самих белорусов с национализмом было туговато.
Есть такой интересный пример. В 1942 году была среди военнопленных создана антисоветская организация, под названием «Национальная партия русского народа». Позже сменила название на «Боевой союз русских националистов». И вроде бы ничего странного, но создателем и главой русских националистов был подполковник Красной Армии, начальник штаба 229-й стрелковой дивизии Владимир Владимирович Гиль. По национальности, если кто не догадался — белорус. И это далеко не единственный случай.
Есть и такой, совсем малоизвестный факт. На Восточном фронте с партизанами активно боролся батальон СС Дирлевангера. Подразделение это печально известно своими многочисленными и жестокими преступлениями против мирных жителей. Список их настолько велик, и сами акции настолько бесчеловечны, что даже рассказывать о них мне не хочется. И хотя этот батальон всегда указывается как немецкий по составу, это не совсем так. Большую часть своего времени на Восточном фронте батальон Дирлевангера состоял из трёх (позже четырёх) рот и отдельного взвода. Одна роты была действительно укомплектована немцами, отдельный взвод состоял из украинцев, а вот остальные роты набрали из русских и белорусов. И кто их них действовал более жестоко — немцы или бывшие наши, сказать невозможно. Украинский взвод участвовал в сожжении Хатыни, но подобных акций дирлевангеровцы совершили сотни. Кстати, что характерно, практически все уцелевшие белорусы, русские и украинцы из этого карательного батальона перешли потом к партизанам и отлично били немцев.
К сожалению, всё, что связано с коллаборационизмом, с партизанским движением у нас ещё до сих пор полностью не исследовано. Много есть «белых пятен», и поэтому, нам, к сожалению, придётся ещё много узнавать. И то, что узнавать предстоит, может быть далеко не самым приятным. Увы.
Если у вас есть вопросы, то пишите на почту nwt@nweb.su
Обязательно постараюсь ответить.
Рекомендую так же свою статью:
Как украинские «историки» пытаются откреститься от Хатыни
И не забудьте подписаться на мой канал.