Найти тему
Я так вижу

Что стало с Василеостровским трамвайным парком?

Как известно, на улицах столицы Российской империи трамваи появились довольно поздно, только в 1907 году. Санкт-Петербург стал 27-м по счету городом, в котором прожили трамвайные линии: с 1892-го трамваи уже ходили в Киеве, с 1895-го - в Кёнигсберге (Калининград), в 1899-м трамваи вышли на маршруты в Москве и Екатеринодаре (Краснодар).

В Санкт-Петербурге такой факт объяснялся огромной конкуренцией между компаниями, владевшими конками, и их сильным лоббированием.

Читайте по теме: Транспорт, который мы больше не увидим на улицах Петербурга

Но несмотря на то, что в городе на Неве трамвай появился позже, чем в других городах, проект депо Василеостровского трамвайного парка стал первым крупным типовым проектом трамвайных парков в России, а сам трамвай остается одним из любимых и "ламповых" видов транспорта петербуржцев, из огромных окон которого открываются прекрасные виды на Санкт-Петербург.

История парка начинается с 1904 года, когда Городская Дума приняла решение о его строительстве и объявила международный конкурс на проект. В нём приняли участие три фирмы: "Сименс и Гальске", "Всеобщая компания электричества" и "Вестингауз" - фирма, выигравшая конкурс.

С 1906 года начались работы, а через два года по современному адресу Средний проспект В.О., д. 77 состоялось открытие парка. Фирма за это время успела возвести ангары и административное помещение.

Вид на парк в 1908 году
Вид на парк в 1908 году

Первый трамвай на регулярный маршрут вышел 29 сентября 1907 г.

Впоследствии территория парка была расширена на запад, инженером А. Ламагиным были частично перестроены административные здания , а также возведёны ремонтные мастерские и служебные постройки.

Трамвайный парк работал и в блокаду Ленинграда, после первой тяжелой зимы выпустив трамваи на маршруты. Об этом подвиге на административном здании парка говорит мемориальная табличка с текстом: "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. 15 апреля 1942 года из этого парка вышли на линию первые трамвайные поезда".

Через 60 лет после открытия трамвайного парка, 29 сентября 1967 года, в южной части депо был открыт первый в стране музей истории трамвайного парка, где проводилась демонстрация ретро-вагонов.
Сейчас это
"Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга".

Посетить его можно со среды по воскресенье с 10:00 до 17:00. Стоимость билета 300 рублей (оплата только наличными). Музей находится в ангаре, попасть в него можно пройдя через КПП.

По площади он небольшой, однако музей располагает большим количеством экспонатов от конки до современных трамваев и троллейбусов (всего 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов).

В самих вагонах можно фотографироваться, есть также отдельные забавные фотозоны. Нам даже удалось пробить билетики оригинальным советским компостером:)

Имеется также отдельное помещение для трамваев в миниатюре и детская комната.

Одним словом, музей очень интересный. На мой взгляд, эту "ожившую" историю трамвая в Санкт-Петербурге обязательно нужно увидеть, ведь он уже неоднократно был под угрозой закрытия.

Спасибо за внимание! Поддержите статью лайком, если она вам понравилась!

Также прочтите:

Музей политической истории - самый недооценённый музей в Петербурге.

Как добраться и что посмотреть в первой столице Руси - Старой Ладоге?