И вот в третий раз мы идём в Ягодное. Мистика! Раньше мы определяли на карте объект, искали к нему дорогу, шли, находили, делали восторженные снимки и все - галочка в списке наших достопримечательностей.
А тут какая-то недосказанность, что-то нас тянет вернуться сюда вновь: почему не осталось от деревни никаких следов, что такое здесь произошло, что бульдозером сравняли её с землёй?
Мы идем той дорогой, что возвращались в прошлый раз. Хоть и путь нам этот хорошо известен, все равно открываем на телефоне приложение, которой подскажет нам расстояние пройденного и наше местоположение, это чтобы оставить силы на обратный путь.
Долина имеет форму квадрата, в прошлый раз мы зашли в Ягодное с северной стороны, сейчас с восточной. Ведет сюда хорошо накатанная дорога, с мостиком через речку Свинёнку, но не смотря на это искатели кладов по долгу кружат по округе, стараются взять проводников. Неохотно пускает их к себе деревенька. Мы же ориентируемся только на рассказы бывших её жителей.
В этот раз мы должны найти деревенское кладбище и "суровый" родник.
"Кладбище в самом углу у леса."
Идем с юго-восточного угла в юго-западный. И вот мы "в самом углу у леса", а никаких намеков на кладбище. Мы уже решаем идти назад через поле - может хоть родник найдем. Как вдруг из-за поворота появляется видавший виды "жигулёнок". Знакомая машина с пасеки, что в Мордовском углу. Лицо водителя суровое и настороженное. Быстро объясняем, что мы ищем, с какой целью и, что заочно мы его знаем. Узнав, откуда пришли мы сюда пешком, что мы не искатели кладов, наш новый знакомый Миша воодушевленно рассказывает про Ягодное.
Улиц много было: и вдоль и поперек. Колхоз большой был.
А когда в Сабаево церковь ломать стали, поп со всем церковным золотом в Ягодное сбежал, здесь его и закопал. Вот его то все тут и ищут, все поле перекопали копатели эти. Все клад ищут.
Последние жители вон в той стороне были - бабка с дедом. А там дед, один жил, без бабки. пасека тут у него была. Лицо всегда чумазое, нелюдимый был.
Дома разбирали и увозили по соседним деревням. А что осталось, колодцы, погреба, бульдозером прошли, потом поле тут стали засевать.
Родник - вот он, холодная вода круглый год, зимой не замерзает, там еще остатки сруба видны. Мы с братом его восстановить хотим.
Кладбище вот, там несколько крестов осталось, айдате покажу.
Миша ведет нас в лес. Если бы не наш проводник, мы ни за что бы не нашли кладбище и уже шли бы обратно. И вот здесь началась мистика. Как будто кто-то не желая, чтобы мы ушли, послал нам эту встречу.
Кладбище было большое, но теперь это просто лес. На краю кладбища стоят лишь два креста. Кто то собрал остатки оградок и крестов и принес их сюда.
Наше приложение в телефоне указывало, что пройдя 5 км, мы находимся в юго-западном углу долины. Потом Миша провел нас к "суровому роднику", потом еще через 2 км мы побывали у него на пасеке. И когда пошли назад через пойму, мы вспомнили про телефон, приложение вроде бы работало, счетчик отсчитывал метры, но местоположение наше было по-прежнему на кладбище! Как будто и не были мы ни у родника, ни на пасеке. Пройдя еще с километр, снова достали телефон - мы все еще на кладбище, а километраж увеличился всего лишь на 160 м. Даже, когда писалась эта статья, перестал работать редактор на том месте, где повествование подошло к кладбищу. Бесследно исчез целый абзац, пришлось переписывать его заново.
В эту ночь посыпал долгожданный снег. Навалило его столько, что в Ягодное теперь можно попасть разве что на снегоходе. Видимо, на этом миссия наша выполнена. Укрылось Ягодное от людских глаз снежным одеялом.
Ни на одной карте её не найти!
Ни на одной карте её не найти! (продолжение)
Ягодное