К началу 16 века на Руси уже на полную мощность работала торговля. Коммерцией занимались крестьяне, дворяне и городские жители. При этом торговля не ограничивалась внутренним рынком, торговали с европейскими и азиатскими рынками. Торговцы активно сотрудничали с иностранцами, а последние уважали русских за ответственность и честность при заключении сделок.
Коммерческий этикет царской России
Стоит отметить, что для купцов были установлены минимальные пошлины, правительство постоянно поддерживало коммерцию, торговля отлично процветала. Уже в конце 16 века на территории России сложился уникальный рынок, где можно было приобрести любой товар. Производством и продажей товаров занимались все города и регионы страны.
В коммерции существовало четкое распределение ролей – первыми шли «гости» (самый высокий торговый чин), дальше были «гостиные», которые вмещали в себя более 300 обычных купцов. Сотники имели большие привилегии, чем остальные торговцы. Они получали право руководить собственными рынками и купцами. По сути, эти «гостиные» были родоначальникам современных корпораций. Самыми низшими считались лавочники и ремесленники, которые торговали в своем городе и редко выезжали за границу области.
Первые страховые полисы
Примечательно, что первые кредиты появились еще на Руси. Крупные торговцы могли получать денежные средства на развитие коммерции. При этом заключались официальные договора, где прописывались все нюансы и стоимость неустойки.
В то же время начали зарождаться первые страховые полисы. Конечно, они были далеки от современных страховок. Однако смысл оставался аналогичным. Например, если купец заключал страховку на кожу, но материал портился в дороге или случались другие проблемы, коллеги купцы скидывались по одной штуке материала и обеспечивали купца товаром. Такие отношения работали повсеместно на всей территории Руси.
Кодекс чести
Иностранцы часто приводили в пример русских купцов.
Стоит отметить, что правила поведения купцов были прописаны в книге. Об этом оставил заметки писатель Зегимеля. В его книге до малейших пунктов и деталей прописывались все правила ведения честной торговли. Там было описано, как нужно общаться с покупателем или клиентом.
В книге четко было сказано, что купцы должны работать честно и добросовестно.