Найти тему
Справочник кинопижона

В Африке тоже есть кино

Немного кинематографической экзотики из самого жаркого континента. Кино Африки состоит из нескольких самостоятельных кинематографий: есть североафриканское, египетское и алжирское, кино, которое мы трогать не будем; в 80-е и 90-е неплохие производственные мощности были в ЮАР, например, значительная часть фильмов студии Nu Image 90-х снималась именно в этой стране. Кроме того, существует крайне любопытное нигерийское жанровое кино, которое напоминает аналогичное турецкое, но ещё трэшовей. Вот, например, трейлер нигерийского блокбастера 2018 года, чтобы составить впечатление (на самом деле, здесь мог бы быть трейлер любого нигерийского экшна, они все похожи):

Но если говорить о крупных арт-режиссерах чёрной Африки, фильмы которых прогремели за пределами континента, то здесь первую скрипку играли сенегальцы (Осман Сембен и Джибрил Диоп Мамбети) и малиец (Сулейман Сиссе), чьи фильмы с удовольствием брали в программы многие европейские кинофестивали.

5 самых признанных в мире африканских фильмов

Чернокожая из... (La noire de...), 1966, режиссер - Осман Сембен

Первый африканский фильм, который заметили в Европе. Возможно потому, что его действие частично происходит во Франции. В центре сюжета, который чудовищно прост, история африканской гастарбайтерши из Сенегала, которая приехала во Францию, где стала работать служанкой. Работа оказалась не то, чтобы сильно утомительной, но невозможность покинуть пределы квартиры и собственно увидеть "цивилизацию" приводят к депрессии и суициду. Стилистически и интонационно фильм напоминает французское синема верите, с тем отличием, что "Чернокожая из..." на 100% игровой фильм.

Туки-Буки (Touki Bouki), 1973, режиссер - Джибрил Диоп Мамбети

-2

Сенегальские Бонни и Клайд пускаются в путешествие по стране с целью раздобыть денег, чтобы свалить в Париж. Последнее оказывается не так просто, как задумывалось, так как навыками великого комбинатора герои фильма не обладают. У Мамбети получилась трагикомедия на стыке итальянского неореализма и бразильского нового кино.

Хала (Бессилие) (Xala), 1975, режиссер - Осман Сембен

-3

Сенегальская сатирическая комедия, мишенью которой становится постколониальный Сенегал, который де-юре стал независимым, а де-факто, как рулил французы, так и продолжили. В центре сюжета сенегальский чиновник, который всеми силами пытается вылечить внезапную импотенцию, что дает простор для непритязательного африканского юмора.

Боги, наверное, сошли с ума (The Gods Must Be Crazy), 1980, режиссер - Джейми Юс

-4

Если остальные 4 фильма в подборке были хитами среди кинокритиков, то южноафриканская комедия о встрече бушменов с артефактами неведомой цивилизации, стала настоящим коммерческим хитом, породив 4 продолжения. Кстати, "Боги" - единственный африканский фильм, широко известный в России.

Яркий свет (Yeelen), 1987, режиссер - Сулейман Сиссе

-5

Малийский магический реализм, решенный в жанре роуд-муви. Молодой абориген убегает от отца, обладающего магическими способностями, к своему дяде, чтобы получить знания, необходимые для противостояния отцу. Несомненное достоинство фильма заключается в том, что он очень неплохо снят для ограниченного бюджета, а также показывает мир таким, каким он мог бы быть, если представления африканских аборигенов о мире соответствовали бы истине.