ALICE IN CHAINS
“Rainier Fog” (BMG)
Большое, в том числе большие перемены в исполнительском стиле того или иного артиста или коллектива, видятся именно с большого расстояния. Нет, даже не временного – географического! Столь парадоксальное заявление можно сделать на основе первых рецензий американских музыкальных журналистов на воистину новейший, то есть сегодняшний (в Америке – уже вчерашний) альбом “Rainier Fog” одной из важнейших икон гранжа, сиэттльской группы Alice In Chains. Ладно бы только заокеанские музыкальные эксперты видели в этой работе «воздаяние почестей всем своим коллегам по гранж-сцене 90-х», так и сами музыканты описывают альбом в таких выражениях, от которых зябко ёжишься и думаешь, что Курт Кобэйн всё ещё жив, а американске рокеры полагают какую-то смутно понимаемую социальную ответственность (непонятно только, перед кем) важнее собственной музыки. Достаточно процитировать лидера группы, гитариста Джерри Кэнтрелла, чтобы удивиться – это он вправду так думает, или дурит публику и экспертов в соответствии с его ожиданиями. Вот и цитата:
«Мы не делали секрета из того, что нам есть что сказать нашим новым альбомом. Музыканты группы потому не распространялись об этой работе, что понимали – она окажется чертовски сильной сама по себе, без наших словесных комментариев. Это работа такого рода, какую мы ещё никогда не записывали, причём она соединяет в себе все музыкальные элементы, которые вы ожидаете от Alice In Chains – это своего рода запечатлённая индивидуальность нашего коллектива. И мы горды созданным нами материалом и его исполнением – здесь есть музыка на любой вкус: тяжёлая и неудобная для слушателя и, наоборот, весьма приятная, и даже немного психоделики. У нас получился хороший альбом».
О да, Джерри выражается так, как будто на дворе, самое позднее – весна 1994 года, и все – и молодые меломаны, и широкая публика всё ждут от гранжа невероятных откровений. Да не музыкальных, а бери выше – руководящих указаний про то, как правильно жизнь прожить! А на самом-то деле альбомом “Rainier Fog” группа приблизительно замыкает круг своего творчества – ведь более 99% не то что слушателей, но и экспертов просто позабыли о том, что Alice In Chains некогда начинали свой путь как совершенно мэйнстримовый, а никак не альтернативный рок-коллектив. Именно тяга Джерри к более тяжелой и откровенно коммерческий музыке, а никак не к нигилистскому гранжу оказалась вторым, после наркозависимости покойного ныне вокалиста Лэйна Стэли (1967–2002), тормозом развития группы в середине-конце 90-х.
Мало того, что коллектив начинал свой творческий путь как полуглэмовый, полуметаллический состав Alice N'Chains (написание названия ничего не напоминает?) – так и дебютный альбом “Facelift” (1990) имел куда больше общего с Black Sabbath или The Stooges, нежели с первой волной протогранжевых групп из Сиэттла, вроде Screaming Trees или TAD. Собственно, Alice In Chains всегда были самой металлизированной по звучанию гранжевым составом из родного для стиля города – фактически, вместе с Soungarden и частично Pearl Jam они олицетворяли тот самый громкий и могучий стадионный гранж, который впоследствии чрезвычайно быстро мутировал в пост-гранж и привёл к миллионным тиражным успехам такие группы, как Live, Creed и даже, представьте себе, совсем уж коммерческих Nickelback. Вопреки всему, что вы читали в отечественной околомузыкальной прессе, Alice In Chains (и их вышеупомянутые коллеги и последователи) с Nirvana и подобными робкими командами не соотносились почти никак – разве что жили в одном городе, и все коллективно именовались «гранжевыми рок-группами».
Видеоклип к пьесе "The One You Know"
Безусловно, после безвременной наркоманской кончины Лэйна гитарист и его коллеги очень долго вычисляли, быть или не быть Alice In Chains. Только в 2009 году они вернулись к активной деятельности с альбомом “Black Gives Way To Blue”, записанным с вокалистом Уильямом Дювалем (экс-Comes With The Fall) и под руководством уже вполне популярного к тому моменту продюсера Ника Раскулинича. Работа принесла группе пару номинаций на Grammy Award и «золотые» тиражные успехи как на родине, так и в Канаде. Причем разумно рассматривать этот альбом как прототип для безымянного камбэк-альбома коллег-конкурентов Stone Temple Pilots (2010), где те также сделали выбор в пользу мрачноватого, но и одновременно вполне традиционного хард-рока. Следующий альбом Alice In Chains “The Devil Put Dinosaurs Here” (2013) оказался всяко не хуже предшественника, а теперь группа сравнивает счёт со своей дискографией гранжевого периода – 3:3, и вот уже в третий раз под руководством Ника Раскулинича.
Конечно, для тех, кто уже знаком с двумя предыдущими альбомами, “Rainier Fog” вряд ли станет великим откровением – это, даже если не слушать Джерри, просто хорошая и в меру разнообразная работа. Если что теперь и связывает музыкантов с эпохой расцвета гранжа – так это звучание ритм-гитар в открывающем альбом номере “The One You Know”. Обратная сторона нынешней Alice In Chains – это баллады “Fly”, “Deaf Ears, Blind Eyes” и “All I Am”, которые при прослушивании методом «слепого теста» вообще можно приписать умельцам-традиционалистам Enuff Z'Nuff, если не вообще ветеранам Cheap Trick. Безусловно, тяга Джерри Кантрелла к наследию Black Sabbath обусловило наличие очень характерных гитарных риффов в примерно половине номеров альбома, но чёткая вокальная мелодика и неэкстремистская манера пения Уильяма Дюваля в соединении с нормальным рок-продюсированием дарует ощущение, что мы слушаем альбом неких позабытых «почти звёзд» из второй половины 70-х. То есть совпадение с упоминавшимся альбомом Stone Temple Pilots – почти полное… Единственный мрачный элемент творчества группы ныне – вызывающе депрессивная обложка альбома, так обложку никто слушать не будет, а по нынешним цифровым временам и смотреть на неё особо некому. Можно много говорить о постоянстве или измене Alice In Chains тому или иному рок-стилю, но в сухом остатке получается одно: “Rainier Fog” – это альбом, который не стыдно иметь в коллекции (или в плеере) каждому взрослому любителю современной в хорошем смысле слова рок-музыки. Разве этого мало?
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •