Война - это не только тактика и стратегия, разведка и лучшие системы вооружения. На войне воюют, прежде всего, люди. По-крайней мере, так было до появления дронов и боевых роботов. Люди устают, срываются и их психика требует хотя бы небольшой разрядки. Так было и в более старинные времена, к примеру, в годы Первой Мировой...
...и тем более, во Вторую Великую бойню, вовлекшую гораздо больше стран, вместе с их многомиллионными армиями. Тогда, от морального состояния солдата, зависела его стойкость на поле боя, а значит, и исход битвы. И ничто не помогало ему между сражениями так, как песня. У каждой армии были свои любимые композиции. И свои инструменты, под которые они пелись.
Американцы таскали с собой гитары и банджо. Среди них было немало профессиональных музыкантов, отправившихся в Европу сломать хребет нацистам. Паузы в боях. морские пехотинцы и рейнджеры заполняли, горланя знаменитые «На одном крыле и на молитве» и "Кабачок" Уильяма Хилла.
Песни военной поры взяты из собрания Яндекс-музыка.
Немцы любили свои аккордеоны и губные гармоники. Самый воинственный и безжалостный народ Европы накопил немалый багаж солдатских песен. Среди них были и сентиментальные, вроде "Лили Марлен", или бравурные и похожие на марш, как "Эрика"
Ну а русскую гармошку,без зазрения совести, можно назвать оружием Победы. Она сопровождала наших солдат в бою и на отдыхе. Её берегли, как зеницу ока. Для неё наши композиторы сочинили десятки мелодий, которые, кстати, знали и любили по обе стороны фронта. Да, парадоксальным образом, песня примиряла смертельных врагов, в короткие минуты отдыха.
Гармонистам приходилось, в прямом смысле,нелегко. Помимо тяжелой солдатской амуниции, нужно было таскать "на горбу" ещё и довольно увесистый инструмент. Но их берегли, как могли, а повара подливали в котелок порцию пожирнее.
Невозможно выразить словами чувства, которые испытывали к гармони и простые фронтовики, и даже высшие чины Красной Армии. Недаром, главный фольклорный герой войны, знаменитый Василий Теркин, авторства Александра Твардовского, был виртуозным гармонистом. И таких Тёркиных было в каждом полку и почти в каждой роте.
Среди дымного и кровавого ада и огня, сжигавшего сотни жизней ежеминутно, гармонь стала едва ли не единственной отдушиной для солдата. Напоминанием о мирной жизни, откуда его безжалостно вырвала самая страшная в истории война.
Понимали ценность гармони и армейские идеологические работники. Вот выдержка одной из Директив Главпура (Политического управления) РККА. от 5ого сентября 1941ого года: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».
Любили гармонь на всех уровнях. И даже великий маршал Победы, Георгий Жуков был искренним поклонником этого певучего инструмента. С особой симпатией относился к гармонистам и даже в своих мемуарах "Воспоминания и размышления" прямо говорил. что по-хорошему завидует умениям этих виртуозных музыкантов. И что от песни, под певучей инструмент, он словно молодел и оттаивал душой.
Даже у таких бескомпромиссных и жестких людей, как самый прославленный полководец Антигитлеровской коалиции, были свои маленькие слабости. В годы войны он, тайным образом и, что называется "с нуля", освоил этот, не самый простой, инструмент. А затем и его ещё более сложных родственников - баян и аккордеон.
Согласно одной из военных легенд, Георгий Константинович самостоятельно аккомпанировал Лидии Руслановой, во время её фронтового концерта для высших офицеров в поверженной Германии.
Всего, за годы войны, только в Туле выпустили свыше тридцати тысяч инструментов.
А были ещё Саратов, Шуя, Вологда,,Кириллов и даже блокадный Ленинград. Так что русская гармоника для общей Победы сделала немало и заслуживает внимания и благодарности!
Если вам понравился наш небольшой материал о военном значении русской гармошки, ставьте палец вверх и подписывайтесь. Мы постоянно обновляемся.