Найти тему
VarТехник

Почему автомат заряжания Т-72 надёжнее Т-64?

Оглавление

Советские танки семейства Т-64 и Т-72 стали одними из первых с полностью автоматизированным боекомплектом. Харьковский и Уральский танк внешне крайне похожи, но имеют ряд существенных особенностей. Автоматы заряжания стали одними из таких элементов. Если верить официальным источникам, то автоматика Т-72 надёжнее Т-64. Но какова правда на самом деле?

Конструкция.

Начнём с того, что в СССР Т-64 имел механизм, а Т-72 автомат заряжания. Это сделали для того, чтобы не путать принципиально одинаковые, но конструкционно разные системы. Механизм и автомат имеет карусельную схему, но у Т-64 полусгораемые гильзы находятся вертикально, в отличие от снарядов, а у Т-72, и снаряды и заряды уложены горизонтально.

-2

Кроме укладки снарядов, механизм и автомат отличались методами крепления. У Т-64 механизм подвешен шарнирами к внутреннему венцу погона башни. У Т-72 крепления принципиально отличаются… Автомат не подвешен, а лежит на полу корпуса. На этом отличия не заканчиваются. У Т-64, карусельный транспортёр состоит из 28 лотков для боеприпасов, в то время как у Т-72 автомат заряжания может вместить только 22 снаряда. Причина – горизонтальное расположение пороховых зарядов.

Отдельно стоит упомянуть механизмы, которые вращали «карусель». У Т-64, транспортёр вращается с помощью гидравлической системы, в то время как Т-72 использует электромотор. Советую запомнить, ведь это на прямую влияет на перезарядку, о которой чуть позже.

-3

Преимущества и недостатки.

Механизм или автомат? Спорный вопрос… Каждый из них обладает набором плюсов и минусов среди характеристик, надёжности и защищённости.

Характеристики.

Автомат и механизм заряжания не имеют каких-либо весомых отличий, чтобы относить их к разным видам автоматики, но разница в системе вращения и механизмах подачи снарядов серьёзно сказывается на параметрах. К примеру, Т-64 при последовательном заряжании перезаряжает орудие за 6 секунд, но это в идеальных условиях (позже поймёте почему). Если нужный боеприпас находится по другую сторону карусели, то перезарядка может составить 20 секунд. Для сравнения, Т-72 с не модернизированным автоматом заряжания, последовательно посылает снаряд в казённик с периодичностью 8 секунд. Максимальное время перезарядки может составить 14 секунд.

Причина кроится в способах досылания боеприпасов и механизмах поворота транспортёра. Т-64, из-за гидравлики, вращает карусель с постоянной скоростью, что обеспечивает лучшую перезарядку в совокупности с рычагом механизма подачи, который цепляет лоток и поднимает его вверх. К тому же, цепь механизма досылания заряжает снаряд и заряд за один раз.

-4

Транспортёр автомата заряжания вращается с помощью электромотора. Начальная скорость вращения меньше, чем у гидравлики, но при максимальной скорости, автомат разворачивает транспортёр быстрее механизма заряжания аж на 6 секунд. Так и получается, что последовательно заряжание у Т-72 медленнее, а переход с одного снаряда на другой, быстрее. Но время 8 секунд вина не только электромотора, но и компоновки автомата. Из-за горизонтального положения снарядов и зарядов, лоток с боеприпасом поднимает не рычаг, а электромотор и цепь. К слову, цепь подачи снаряда в пушку досылает снаряд и заряд отдельно, что тоже влияет на время перезарядки.

-5

Защищённость.

Долго задерживаться на этом пункте не буду. Скажу кратко – механизм заряжания Т-64 более уязвим к вражескому обстрелу из-за вертикального положения пороховых зарядов, однако. У Т-72 всё строго наоборот – если немеханизированные укладки снарядов не заполнены, то высота автомата ниже механизма на полтора метра. Тем не менее, автомат более уязвим к подрывам на минах, а деформация днища с большей долей вероятности приведёт автомат в негодность.

-6

Надёжность.

Теперь пришло время назвать «Ахиллесову» пяту Т-64. Механизм заряжания, как уже было написано ранее, выше автомата и закреплён за погон башни, что негативно сказывается на стабильности работы при наклоне корпуса. Причина – высокий центр тяжести и большая нагрузка на рычаг механизма подачи снаряда. Это может замедлить процедуру перезарядки или заклинить весь механизм. Последнее довольно редкое явление.

-7

Т-72 не имеет такой проблемы. Обладая меньшей высотой центра тяжести, механизм подачи снаряда работает стабильнее.

Итог.

Механизм заряжания Т-64 и Т-72 имеют разные системы, проворачивающие карусельный транспортёр. У Т-64 гидравлика, а у Т-72 электроника, что серьёзно сказывается на перезарядке. К тому же, автомат Т-72 посылает снаряд и заряд отдельно, в то время механизм Т-64 посылает снаряд в пушку «за один приём».

Однако, несмотря на большее время последовательной перезарядки, Т-72 может быстрее сменить тип боеприпаса в случае необходимости. Этому он обязан электромотору в конструкции автомата заряжания.

-8

Последнее, что хочется отметить – надёжность и безопасность. Компоновка боеуклада в Т-72 безопаснее, если не брать в танк больше 22 снарядов, однако автомат заряжания уязвим к подрывам на минах и поломкам в связи с деформацией днища. У Т-64 автомат механизм заряжания занимает большую площадь, что негативно сказывается на безопасности. Однако в теории, Т-64 перезаряжается быстрее. Тем не менее, наклон корпуса негативно влияет на надёжность, а это порой серьёзнее вражеских мин.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.