Рано или поздно в жизни каждого бизнеса наступает момент, когда работать по старинке становится невозможным. Нужно создавать продающий лендинг, паблики в соцсетях, покупать контекстную и таргетированную рекламу, писать для клиентов полезный контент и делать рассылки. А значит, без интернет-маркетинга не обойтись.
И вот вы находите диджитал-студию или агентство и рассказываете свою задачу. К вам прикрепляют менеджера по проектам, вы заключаете договор и начинается работа. Все счастливы. Пока.
К сожалению, на рынке есть недобросовестные агентства, которые деньги берут, а работу выполняют спустя рукава. Расскажем, как распознать таких красавцев и как правильно принимать и контролировать работы по интернет-маркетингу.
Бегите подальше, если…
- Вам не предлагают никакой конкретики, обещают лишь «сделать сайт», «нагнать народ в паблик», запустить контекстную рекламу и так далее. Не забудьте озвучить конкретные цели: например, агентство обязуется снизить стоимость заявки на контекстную рекламу до 200 рублей, привлечь не менее 1000 лидов в месяц и так далее.
- Вам не предлагают заполнить бриф. Для того чтобы запустить работы по интернет-маркетингу, специалисты должны узнать все о вашем бизнесе. Какой у вас продукт, кто основная ЦА – целевая аудитория, кто основные конкуренты и так далее. Не бойтесь таких вопросов – без них запускать работы все равно что палить из пушки по воробьям.
- Вам не называют конкретных сроков. Понятно, что некоторые отрасли интернет-маркетинга работают вдолгую. Например, реальную отдачу от контента можно оценить лишь спустя несколько месяцев. И тем не менее пусть сроки (даже 3 месяца или полгода) будут прописаны в договоре.
- Вам не говорят, по каким показателям будет оцениваться работа. «Трафик станет лучше», «лидов будет больше», «количество подписчиков увеличится» – это не показатели. Определите, какие KPI (ключевые показатели эффективности) вы хотите достигнуть, и пропишите это в договоре. Если не знаете – смотрите нашу памятку чуть ниже.
Как контролировать работы по интернет-маркетингу?
Итак, вы с агентством заключили договор, и работа началась. Многие предприниматели вообще не контролируют ход работ, доверяя профессионалам. Мы все же рекомендуем хотя бы на начальном этапе потратить свое время и быть в курсе событий.
Можно, конечно, каждый день звонить и писать в агентство, но есть более простой способ. Попросите сотрудников добавить вас в командный сервис – Trellо, Slack или другие, где привыкла работать команда. Обычно там все четко: ваше ТЗ разделено на подзадачи, к каждой прикреплен ответственный сотрудник.
Например, вы заказали разработку лендинга. К командной доске по проекту присоединились программист, дизайнер, верстальщик, UX-специалист, копирайтер и другие. Кто-то делает прототипы, кто-то рисует дизайн, кто-то пишет текст и так далее. Вы можете в режиме реального времени видеть, что же именно происходит на вашем фронте работ.
Как принимать работы по интернет-маркетингу?
Обычно по окончании работы агентства присылают заказчикам итоговый отчет. Если работа планируется вдолгую – отчеты о проделанной работе составляются каждый месяц. Внимательно проверьте, все ли условия, прописанные в договоре, выполнены.
Что делать, если вы не разбираетесь в маркетинге? Для многих предпринимателей цифры в маркетинговых отчетах – темный лес. Однако вы можете разобраться в них самостоятельно или поручить штатному маркетологу. Вот какие KPI (ключевые показатели эффективности) надо смотреть в первую очередь:
1. Количество работ. Если соответствует заявленному в договоре – все хорошо. Например, 3 статьи в неделю в корпоративном блоге, 15 постов в паблике ВКонтакте, 2 рекламных поста на сторонних площадках.
2. Количество и качество заявок – лидов, которые пришли в компанию в результате проведенного интернет-маркетинга. Стоимость каждого лида.
3. Рентабельность инвестиций (ROI). Это еще важнее, чем количество проделанных работ. Если проведенные работы нерентабельны – лучше от них отказаться, а не выбрасывать деньги на ветер.
4. Интернет-метрики:
- показатель отказов – если он высокий, люди не находят на сайте то, что ищут, и покидают его;
- источники трафика – должны быть целевыми, чтобы на сайт пришли заинтересованные пользователи, а не все подряд;
- релевантность поисковых запросов содержимому сайта;
- и другие.
5. Динамика результатов по сравнению с предыдущими периодами. Чаще всего в виде графиков и диаграмм.
Как проверить эти данные?
Проверить, соответствуют ли данные в отчетах реальному положению дел, можно самостоятельно.
- Зайдите в «Яндекс.Вебмастер» и «Яндекс.Метрику», посмотрите статистику сайта.
- Зайдите в CRM-систему, посмотрите реальное количество лидов и продаж. А также, какой рекламный канал приносит больше всего клиентов.
- Настройте сквозную аналитику для более детального понимания работы маркетинга.
- Подключите коллтрекинг, чтобы отслеживать звонки с сайта.
Не требуйте от агентства невозможного!
Работа интернет-агентства – представить компанию заказчика в интернет-поле, дать рекламу и привести компании потенциальных покупателей. Дальше идет работа отдела продаж: именно они, а не маркетологи, должны работать с каждым заинтересованным клиентом. Если он срывается с крючка – это вина именно ваших сотрудников. Так что не вешайте всех собак на интернет-агентство. В идеале все вы – и сотрудники вашей компании, и работники агентства – должны работать в одной связке и быть заинтересованными в получении прибыли.
Чек-лист по работе с агентством
Подытожим. Как правильно принимать и контролировать работы по интернет-маркетингу?
- Поставьте работникам агентства конкретные цели и KPI, которых хотите достигнуть. Пропишите их в договоре.
- Зарегистрируйтесь в сервисе командной работы агентства и держите руку на пульсе.
- При получении отчета внимательно сверьте все данные с тем, что написано в договоре.
- Проверьте их по своим источникам: данным из CRM, коллтрекинга, «Яндекс.Вебмастера» и «Яндекс.Метрики».
- Если все хорошо – продолжайте работу с агентством. Нет – сворачивайте лавочку.