Мелодраму «Валентин и Валентина» (1985), снятую по пьесе Михаила Рощина, я смотрела в кинотеатре, будучи восьмиклассницей. Тогда мне показалось, что мать у глав-героини — деспотическое чудовище и психически-больная тётка. Вернее — дама. Татьяна Доронина великолепно играет представительницу позднесоветской интеллигенции, занявшей особую — долгое время пустовавшую нишу — родовой аристократии. Было ужасно жаль парня и девчонку, рискнувших полюбить друг друга, будучи из разных социальных сред — да-да, в СССР не наблюдалось никакого равенства.
Сейчас я чуть иначе на всё это смотрю, хотя героиня Дорониной и теперь не кажется образцом психического здоровья. Оно понятно — её (потрясающую красавицу и умницу) оставили с двумя дочерьми и об этом часто говорится за семейным столом: вот как нам — богиням — тяжело было вас-дур в люди выводить! Зрителю беспрестанно показывают очень важную деталь — огромную квартиру в отремонтированном доме дореволюционной эпохи.
Самый привычный и близкий к реалиям вывод: девочка Валя и вся её семья по материнской линии — потомки какого-нибудь «проф.Преображенского», сохранившего за собой апартаменты. Но это не самое важное — тут и мебель «с вензелями», и обстановка «с традициями», и всё - эстетно, почти манерно. И вот юная дева закрутила роман с мальчиком, живущим в коммуналке (фильм 1985 года, пьеса — начала 1970-х) с мамой-проводницей и сестрёнкой-школьницей. Не тотальное днище, но...
Кроме того, у симпатичного студиоза-Валентина ...нет денег даже на мелочи. Их не просто нет, всё гораздо хуже. «Ты и так за меня везде платишь!» - восклицает парень, когда Валя даёт деньги его сестре на кино. Она и маме своей заявляет: «А почему он должен быть опорой? Вон у нас три комнаты...» Мол, с чего бы мне ему не пособить?! Вместе с тем, ей очень хочется жить в достатке и когда Валечкина сестра Женя говорит своему знакомому моряку: «Гусев, у тебя гениальная квартира!», то...
...девушка Валя задумчиво, но отчётливо произносит: «Как хочется иметь гениальную квартиру». Но... для неё в данный момент времени страсть к студенту-историку, у которого ни-ког-да не будет «гениальной квартиры» - много важнее. Он — ошеломляще молод, мил, очарователен. Она соглашается на близость. И — после первого в жизни физического акта любви Валентина плачет и говорит, в конечном итоге: «У нас же ничего нет». И не будет. Валентин относится к той породе людей, которым неинтересно «зарабатывать».
Ему важнее захватывающая работа и — научные изыскания. Он и потом — в 1990-х, 2000-х, ...будет носить тот же самый — уже протёртый костюм, шапку - ту же, и печататься в журналах для узких специалистов. Это особый тип эгоизма, кстати. И парень — при всех его благородных выкриках - вполне эгоистичен. А мама-бабушка-сестра совершенно правильно сделали в конечном итоге: они отпустили Валечку — к её Валентину. Было много слов о чувствах и «верном решении» - любить и быть любимой. Но есть и другое.
Надо, очень надо, чтобы она помыкалась с ним в непрезентабельной тесноте, с его мамой — женщиной добросердечной, но весьма недалёкой, оставила свой уютненький быт и — взвыла бы от неустроенности. А эта Валя — капризная особа; к тому же красивая и нравится мужчинам. В результате ей надоест жертвовать собой ради чистого-и-светлого ощущения и она просто уйдёт. Или обратно к матери, или — к щедрому, предупредительному кавалеру. К сожалению.
Zina Korzina (c)