Помните рекомендацию беременным женщинам слушать музыку Моцарта на полную громкость, чтобы и малыш в ее утробе мог ее услышать? Этот забавный совет обрел небывалую популярность. Понадобилось более 20 лет, чтобы выяснить: «эффект Моцарта» не работает. Точнее, работает не для всех. Вот как было дело.
В 1993 году журнал Nature опубликовал результат исследования, в котором участвовали 36 студентов. Их разделили на три группы: одной дали послушать Моцарта, другой – инструкции по релаксации, а третьих оставили в тишине. Те, кто слушал Моцарта, показали улучшение результатов тестирования IQ – прибавка составила около 10 баллов. И тут бы читателям немного критического мышления в помощь – глядишь, и обошлось бы без фальшивой сенсации. 36 человек в исследовании – это ведь очень маленькая выборка. Да и тест IQ как способ оценки улучшения мыслительных способностей тоже не идеален. Но сенсация случилась, и лучшим подарком беременной на ближайшие два десятилетия стали музыкальные композиции сами знаете кого.
Через 10 лет тот же журнал повторно провел аналогичное исследование. Его результаты опровергли радужные надежды. Выяснилось, что Моцарт никак не влияет на IQ. А результаты первого исследования связаны были с совпадением – слушателям нравилось то, что они слышали. Они просто любили Моцарта, испытали душевный подъем и хорошо сделали все задания в тесте IQ.
Тут и сказочке конец… Впрочем, нет. Это ведь только начало. Так, во всяком случае, говорят современные исследования.
Человек направляет свой интерес на умеренно непонятные предметы и явления. Не слишком простые, не слишком сложные. Мозг ищет золотую середину. Нам нравятся задачи, которые реально решить. Ведь даже за маленькую победу мозг получает дофаминовое вознаграждение.
Поэтому младенцы обожают следить за черно-белыми предметами – их зрительный анализатор лучше всего воспринимает контрастные цвета и крупные формы. Показывать новорожденному картины Дега бессмысленно – он увидит невнятную однотонную мазню. Включать подростку Моцарта, если он искренне любит Тиму Белорусских, тоже не имеет смысла – мозг способен оценить гармонию и радость музыки австрийского композитора, только если у него есть алгоритм для понимания. Нужен опыт слушателя классической музыки.
Что это значит? Моцарт может быть очень, очень полезным. При условии, что вы его понимаете. Не нужно глубоких познаний в музыкальной теории, признаком понимания является удовольствие. Вам хорошо, когда вы слушаете Моцарта? Это дофамин в вашем мозге выделяется в ответ на звучание музыки – мозг разгадал ее ритмический и мелодический рисунок и наградил вас, чтобы вы не забыли повторить приятный опыт.
Так работает принцип нейропластичности. Новые нейронные связи образуются при постепенном усложнении задач. Младенцу нужна простая мелодия колыбельной. Подростку подойдут нехитрые современные ритмы. Главное – постепенно усложнять. Не торопитесь делать полное погружение в музыку Рахманинова, если еще вчера вы с радостью подпевали группе «Серебро» в машине. Но и не ленитесь пробовать новое. Предпринимайте попытки понять классическую музыку, слушайте разные варианты исполнения, сравнивайте, исследуйте свои ощущения и ассоциации. Так постепенно будут образовываться новые нейронные связи в мозге – опыт слушателя. В какой-то момент вы ощутите острое желание послушать Прокофьева по пути на работу. И это – прекрасно. Не потому, что теперь-то можно сообщить всем, что вы культурный человек, а потому, что вы сами, своими усилиями немного прокачали свой мозг.