Найти в Дзене
Марина Колева

Заинтересованные подростки. Миф или реальность?

Так много встречается статей о том, что подростки ничего не хотят, что им ничего не интересно. Эта тема часто всплывает в разговоре с родителями.

Почему же родители думают, что их детям-подросткам ничего не интересно, а подростки не спешат их переубеждать?

Photo by bookway_to_dreams

  1. Родителям кажется, что ребенок не интересуется ничем важным. Родители не воспринимают ребенка серьезно.
  2. Дети растут, они пытаются найти себя, и это трудно осуществить, когда тебя постоянно допрашивают и нависают над тобой Желание родителей уберечь подростков от ошибок понятно, но без проверки мира на прочность и обратной связи от этого мира ребенок не сможет повзрослеть. Ошибки и боль неизбежны, но именно так растет и развивается личность.
  3. Подростки не делятся с родителями своими интересами потому, что думают, что родителям это не интересно. Если родитель не выказал интереса к тому, о чем говорит увлеченно подросток, то в следующий раз подросток вообще не будет делиться, чтобы не утомлять родителей.
  4. Подростки не всем делятся с родителями из-за реакции, которую они получают. Они боятся, что родители разозлятся, будут критиковать и ругать их. Подросткам важны принятие и поддержка, что, к сожалению, нечасто встречается в нашем обществе.
  5. Подростки ничего не рассказывают так как порой информация, которой они поделились с родителями, потом используется против них. Например, подросток рассказал про свои проблемы с математикой. В следующий раз, когда родитель увидел подростка, играющего на компьютере, он скажет, что нечего играть, у тебя и так уже проблемы с математикой. Или подросток поделился, что во время прогулки один из друзей курил, и родители запрещают общаться с этим другом. Лучше не делиться, решают подростки в такой ситуации. Формируется закрытость.
  6. Подростки боятся, что родители могут им запретить заниматься тем, что им нравится, если узнают.
  7. Некоторые подростки стесняются родителей.
  8. Подросткам не нравится, когда их родители оценочно судят об их интересах или когда подростка часто критикуют за то, что ему нравится, что его волнует, это больно. И лучше безразличие ко всему, чем эта боль. Механические действия: делай так, как говорят и ждут родители, тогда все будут довольны. Они перестают чувствовать себя.
  9. То, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей. Например, подросток мечтает стать рок музыкантом, а родители считают, что нормальные профессии – это врач или юрист, а рок музыканты - наркоманы, что приличный человек такой ерундой не занимается.
  10. Подростки заинтересованы в том, что они делают. Но взрослым кажется, что подростки делают неправильные вещи.
  11. Интересы и увлечения не всегда амбициозны и связаны с достижением целей. Подростку, например, может нравиться просто рисовать в тишине. Родители же, узнав, могут начать предлагать монетизировать увлечение или найти возможности больше работать, чтоб добиться лучших результатов. Когда это становится чем-то обязательным для родителей, то увлечение пропадает.
  12. В переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения ставят под вопрос ценности, которые им прививали родители.
  13. Что же волнует подростков? Им в первую очень важно понять, кто они такие. Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я, т.е. от того, что навязано родителями и обществом.
  14. Стоит лишь подростку чем-то увлечься, как родители развивают нездоровую активность по этому поводу. Бегут сразу покупать все необходимое, находят лучшие курсы и педагогов. Записывают на конкурсы/соревнования/олимпиады. Тогда ребенок предпочитает держать свои интересы при себе или не интересоваться.
  15. Подростки заинтересованы в себе и своем мире. Они развивают свою личность, пытаются найти свою идентичность и ориентиры в этом мире. У них есть свой богатый внутренний мир, своя точка зрения. Они живут в мире, пытаясь сделать так, чтобы из тех, кто они есть, стать теми, кем они хотят быть. Они заинтересованы во многих вещах, но не в тех, в которых родители считают, что они должны быть заинтересованы.
  16. Подростков часто очень нагружают: у них школа, кружки, дополнительные занятия и репетиторы. Их стресс от всего этого растет. И тогда у подростка не остается сил и энергии на увлечения и интересы.
  17. Одна из задач подросткового возраста – отделиться от родителей. И один из способов, это иметь свои секреты, не делиться всеми интересами с родителями.
  18. Иногда создается такое ощущение, так как много энергии расходуется на то, чтоб соответствовать ожиданиям родителей, общества, подростковой компании, в которую они хотят быть приняты. Чтобы быть крутым и принятым, надо делать то-то и то-то. Не всегда это совпадает с тем, какой подросток на самом деле, но он хочет быть принят в компанию, поэтому старается соответствовать окружению.
  19. Зависимость и невозможность повлиять на ситуацию делает их менее увлеченными. Им не дают интересоваться тем, чем они хотят. Многие уходят тогда в компьютер/телефон.
  20. С возрастом многие подростки понимают, что лучше держать свои интересы при себе.

Подростки очень увлеченные люди, которых волнует многое. Они колючие снаружи, но мягкие и ранимые внутри. Им важно принятие и поддержка родителей. И здесь очень важен контакт. Контакт – это когда родители здесь и сейчас для своего подростка. Они видят и слышат его, интересуются жизнью подростка, а не его оценками в школе. В момент контакта родители не отвлекаются на электронные устройства или телевизор, они не учат и не ругают. Попробуйте пообщаться с ребенком, как вы общаетесь со своими друзьями.

Разговаривайте с детьми, рассказывая о своей жизни, когда вы были подростком и какие классные вещи вы тогда делали, не рассказывая о том, что им стоит делать сейчас.

Уважайте подростков как взрослых, им и так не просто в этот период.

Когда родители понимают и принимают интересы подростка, то это помогает установлению контакта. И вы узнаете много нового о вашем подростке.