Найти тему
Storytel RU

Протопия, интернет реальности и роботы: нам уже пора бояться будущего?

Писатель, один из основателей журнала Wired и футуролог Кевин Келли уверяет нас, что в будущем нам бояться нечего. На русский переведена его книга «Неизбежно», в которой он описывает теорию протопии — спокойного и безопасного развития будущего, когда завтра всегда чуть лучше, чем вчера. Рассказываем, почему Келли так верит в протопию и какие картинки будущего он нам рисует. В его версии через 30 лет будет интересно и нестрашно.

Откуда берется наш страх перед будущим

Тем, кому сейчас больше 30, пришлось пользоваться кассетами, потом CD-дисками, потом подкастами и онлайн-музыкой. Каждая новая технология означает новое устройство, новый набор кнопок, дисплеев и сенсоров. И постоянную неуверенность новичка, который видит эту штуку впервые.

По прогнозу Келли, технологии так и будут меняться, и чем дальше, тем быстрее. Мы будем пытаться не отставать, но тщетно.

Человек всё время изобретает новые потребности, а потом придумывает, как их удовлетворить. Сегодня мы так сильно жаждем новый смартфон, что готовы всю ночь стоять за ним очередь, а еще лет 10 назад даже не знали, что такую штуку вообще можно захотеть. Нас бесит низкая скорость интернета, но когда мы были юны и невинны, мы понятия не имели о том, что будем работать, дружить и отдыхать в глобальной сети.

При этом мы не знаем точно, что будет дальше. Футурологи считают, что большинство технологий, которые будут определять нашу жизнь через 30 лет, сегодня еще не изобретены. То есть мы не можем даже представить, что нас ждет, и при этом мир очень быстро меняется. Это пугает.

Келли считает, бояться не стоит. Его аргумент — нас защитят законы, по которым уже сейчас развивается общество.

Бояться не стоит: утопии и антиутопии нам не грозят

Кто-то верит, что однажды человечество решит все свои проблемы и остановится, но это утопия. Стагнирующая действительность, которая замерла в своем развитии, не сможет удержаться надолго, считает Келли. Мир, справедливый в одних отношениях, всегда будет ужасно несправедливым в других аспектах. А значит, те, кому не нравится такое равновесие, снова расшатают лодку, и утопия рухнет.

Сам Келли рассказывает, что ему больше по душе антиутопии. Их легко представить — апокалиптический финал с последним выжившим человеком на Земле, восстание машин, зомби-вирус, или, самое простое, ядерный Армагеддон. Антиутопия хорошо смотрится на большом экране, но реальней от этого не становится.

Угробить цивилизацию не так уж и просто, и вот почему. Первое следствие глобальной катастрофы — паника и хаос. Чем больше масштаб катастрофы, тем больше хаос и тем быстрее он возникнет. И пока кто-то бьется в истерике, прячется или тихо мародерствует, кто-то другой стремится взять ситуацию под контроль — появляются новые лидеры. Обычно это или военные, или преступники — люди, которые привыкли жить в жесткой иерархии и очень хорошо умеют управлять другими. Беззаконие быстро сменится деятельностью организованной группы, которая еще быстрее эволюционирует в коррумпированное правительство — такие люди не захотят делиться властью. Чтобы защитить свое положение, они начнут подчинять себе как можно больше людей и ресурсов, насаждать законы, по которым им все должны. Человечество уже такое проходило много раз. Всегда будет новое общество и жизнь по правилам, которые кто-то придумал.

Ни утопия, ни антиутопия не могут стать конечными «пунктами назначения» человечества. Технологии ведут общество скорее к протопии. Точнее, мы уже в ней, считает Келли.

Нас защищает протопия

Протопия — это состояние трансформации, а не финальная точка. Это процесс. В режиме протопии положение дел сегодня лучше, чем вчера, пусть и совсем на немного. Это поступательное движение и умеренный прогресс.

Постепенный прогресс человечества не поражает масштабами. Его вообще легко не заметить, потому что вместе с новыми решениями мы получаем новые проблемы. Сложности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, — следствие технологических успехов, которых мы достигли вчера. А сегодняшние решения принесут нам порцию новых задачек завтра.

В замкнутом цикле проблем и решений кроется стабильное наращивание результата. С эпохи Просвещения и изобретения науки человечеству каждый год удается создать немного больше, чем оно разрушило. Эти небольшие позитивные изменения на протяжении веков складываются в то, что мы называем цивилизацией. О таком блокбастер не снимешь.

Протопия показывает, что происходит

Мы уже живем в протопии, и скорость позитивных изменений стала бомбической с тех пор, как появился интернет. Нам сложно заметить это, глядя из сегодняшнего дня. Но можно оглянуться назад и посмотреть, как всё было, и даже заглянуть в будущее.

Посмотрим на примере интернета, как формируется наше будущее:

В 1945 году американский инженер, разработчик аналоговых компьютеров Вэнивар Буш обозначил основную идею: интернет — это страницы с гиперссылками.

В 1965 году философ Тед Нельсон попытался создать первую концепцию интернета, но не сильно преуспел.

В 1980-е интернет появился, как и был задуман — в виде текстовых страниц, связанных ссылками. Интернет был текстом, и его потенциал не оценили. Ему отводили роль корпоративной почты или клуба по интересам для подростков.

В 1994 году появился первый графический браузер Netscape, глобальная сеть обрела цвет, форму и первый рекламный баннер с переходом по ссылке. Но в коммерческий потенциал интернета всё еще никто не верил. Не хватит никаких средств создать столько контента, чтобы люди начали «смотреть» интернет вместо телевизора. Интернет не привлечет аудиторию, считали воротилы медиабизнеса.

Они не учли одного — люди начали сами создавать для себя контент в сети.

Начало 2000-х, бум блогов. 50 миллионов блогов появились со скоростью 2 штуки в секунду. Тут на сцену выходит Google и запускает поиск по этим бескрайним полям страниц.

В 2019 году поисковик — это предшественник искусственного интеллекта. Google превращает трафик и ссылки в «базу знаний» для новой экономики. Каждый раз, когда пользователь вводит запрос, переходит по ссылке или создает новую ссылку в сети, он обучает искусственный разум Google. Мы создаем три миллиарда поисковых запросов в день. Еще десять лет совершенствования алгоритмов, наращивания вычислительных ресурсов и объема данных, и у Google появится искусственный интеллект, аналогов которому не будет в мире.

Протопия помогает понять, что будет дальше

Изучив, как развивались события в последние 30 лет, Келли предлагает нам заглянуть на 30 лет вперед и убедиться, что там не страшно. Вот чего он ждет от развития интернета и искусственного интеллекта:

1. Мы сможем гуглить внутри любого контента

У пользователей появится возможность искать что-то в видео на YouTube. Например, в ролике, записанном на камеру вашего телефона, вы захотели найти момент, когда ваша сестра узнала, что поступила в вуз. Сеть даст вам такую возможность.

2. Мы сможем гуглить реальность

Возможности поиска распространятся и на физические объекты. Большинство предметов в вашей комнате будут скоммутированы друг с другом так, что вы сможете «гуглить» вашу комнату и целый дом. У нас уже есть первые ласточки этих технологий. Например, можно управлять музыкальной системой и регулировать температуру в доме с помощью телефона. Через три десятилетия весь остальной мир будет связан с вашим устройством, каким бы оно там ни было. Глобальная сеть продолжит расширяться до физических размеров планеты.

3. Сможем гуглить прошлое

В интернете будущего по-другому будет работать время. В современной сети практически нет понятия о прошлом. Вы можете наблюдать «живую» видеотрансляцию с площади Тахрир в Каире, но нужно очень постараться, чтобы найти стрим из конкретного дня в прошлом. Сегодня непросто увидеть более ранние версии сайтов или медиаданных, но через 30 лет у нас будет временной слайдер, чтобы увидеть любую прошлую версию.

4. Интернет станет частью реального мира

Представьте, сеть всё время с вами и старается предугадать ваши намерения. Все ваши повседневные действия зафиксированы, искусственный интеллект пытается действовать на опережение и предлагает вам ответ практически до того, как вы зададите вопрос.

У вас деловая встреча — сеть готовит для вас все нужные документы. Вы договорились с друзьями пообедать — сеть выберет идеальное место, учитывая погоду, в какой части города вы находитесь, что уже ели на этой неделе и что заказывали, когда встречались в прошлый раз.

Вы общаетесь с сетью. Вместо того чтобы пролистывать множество снимков друзей в телефоне, вы просите показать друга Сашу. Сеть угадывает, какие фотографии вы хотели бы видеть, и в зависимости от вашей реакции показывает больше снимков Саши или фотографии другого приятеля. А если у вас через 5 минут рабочая встреча, сеть сама закроет фото, и вы увидите пару электронных писем, которые хорошо бы успеть прочесть.

Сеть начнет все больше напоминать настоящее, а не место, в которое вы направляетесь — знаменитое виртуальное пространство 1980-х годов. Она будет постоянно присутствовать в вашей жизни в фоновом режиме, как электричество: всегда рядом, всегда доступно, всегда незаметно. К 2050 году мы начнем воспринимать сеть как постоянно ведущийся диалог.

5. Роботы придут и помогут в работе

Каждый человек сможет завести себе личного робота. Успешным станет тот, кто лучше других научится с ним сотрудничать.

Уровень вашей заработной платы будет зависеть от того, насколько эффективно вы сможете работать совместно с роботами — пишет Келли. Примерно 90% коллег окажутся незаметными машинами. Граница между тем, что делаете вы и они, станет весьма условной. Возможно, вы даже не сможете воспринимать это как работу, так как все, что хоть отдаленно напоминает тяжелый труд, будет по умолчанию передаваться роботам.

Не стоит бояться, что роботы отнимут у нас всю работу, уверяет Келли. Задачей человека станет постоянно придумывать новую работу для робота и обучать его с ней справляться. Так что хотя бы одна профессия у нас останется.

Роботы будут выполнять нашу работу гораздо лучше нас. Они будут делать работу, с которой человек не справится. Роботы смогут делать то, что мы пока даже представить себе не можем. И дадут нам возможность придумать дело мечты и заняться им. Роботы помогут людям сфокусироваться на том, чтобы стать человечнее, чем мы были.

Всё будет хорошо

Последние 30 лет стали отличной стартовой точкой, прочным основанием для того, чтобы создавать действительно великие вещи. Но то, что последует дальше, окажется совсем другим. То, что мы станем изобретать, будет постоянно, неизменно трансформироваться во что-то ещё более новое. А самые удивительные вещи еще только ждут, чтобы их изобрели. Именно поэтому жить завтра всегда будет чуточку лучше, чем вчера.

Сегодня мы стоим перед огромным и безграничным миром. Мы все кем-то становимся. Это самое лучшее время в истории человечества для начала чего-то нового. Вы не опоздали.

Хотите увидеть будущее? Если постараться и подключить воображение, можно избавиться от шор привычного и научиться различать, что нас ждет впереди, уверен Келли.

Книги по теме:

Больше интересных статей в блоге Storytel