Нужно ли читать детям страшные сказки?
Наверняка вы задавались этим вопросом, потому что тут и там мы встречаем: “не люблю народные сказки, в них злость, жестокость, зверства и бессмыслица ”.
Некоторые сказки отпугивают жестокостью, хитростью и иногда даже зверством. Мамы не хотят читать их детям. Но давайте разберёмся зачем это всё в сказках и можно ли без них обойтись.
В сказках способ передачи информации не реалистичен, а символичен. Если сравнить сказку с кино, то в кино, если кому-то отрубили лапу, то отрубили её реально, а в сказке - нет.
Народные сказки придумывались в трудные времена и отнюдь не для детей, но дети их тоже, наверняка, слушали. Сейчас другие времена, но люди по-прежнему разные, а законы жизни в обществе те же.
Любому родителю хочется подольше ограждать ребенка от взрослой жизни. Но психологически наши дети должны быть готовы противостоять негативу, они должны быть с ним знакомы, потому что если знаешь зверя, то можешь его победить.
Народные сказки, как никто лучше, знакомят, предупреждают, предостерегают от необдуманных поступков. В них есть жестокость, но мы можем её адаптировать для маленьких детей. В них есть подготовка ребёнка ко взрослой жизни.
Читая эти сказки вы должны абстрагироваться от реализма и прочувствовать символизм. Например, когда в сказке ребёнка отправляют одного в лес, это не жестокость. Это символ того, что ребёнок уже достаточно взрослый и может отправиться в самостоятельную жизнь. Часто этот путь сопровождается испытаниями. Верно, и вашего ребёнка они ждут, пройдя через которые самостоятельно, он станет тем, кем должен быть. Ребёнок может испытать мини стресс, но он знает, что всё это не по-настоящему, и это работает как прививка.
Обычно народные сказки издаются в авторском варианте, например, Толстого или Маршака. Образный ряд и язык приближен к нашей жизни. Но всё равно там есть жестокость, которую вы, читая маленькому ребёнку, можете адаптировать.
Например, волк не съел козлят, а увел их в лес. Волк не лопнул от огня, а опалил хвост и испугался. Охотники не застрелили волка и вспороли ему живот, а строго настрого приказали!
⠀
Давайте разберём пример и подумаем, что этот символ означал и можно ли было описать его иначе?
Вот короткая сказка "Волк":
Жил старик со старухой; у них было пять овец, шестой жеребец, седьмая телка. Пришел к ним волк и стал петь песню:
⠀Жил жилец,
На кустике дворец;
У него пять овец,
Шестой жеребец,
Седьмая телка.
⠀Старуха и говорит старику: «Ох, какая песня-то славная! Старик, дай ему овечку».
Старик дал ему, волк съел и опять пришел с этой же песнью, и ходил с нею до тех пор, пока не поел овец, жеребца, телку и старуху.
Остался один старик; волк пришел и к нему с этой песнью. Старик взял кочергу и ну ею возить (бить) волка.
Волк убежал и с тех пор к старику ни ногой; а старик остался, горемычный, один горе мыкать.
Здесь просто волк взял и всех съел. Не очень приятно, правда?
⠀В сказке животные и даже старуха - это ресурсы человека. Волк - это хищническая натура, сильно проявленная в другом человеке, структуре, обществе, проекте или даже пороке, например, азартных играх.
- Старик не распознал или не знал как бороться с волком.
- Не ценил собственные ресурсы.
- Не знал, не строил границ.
- Не верил в свои силы.
- Не ощущал собственные инстинкты.
Он думал, что прикормив волка однажды, тот успокоится, но волчья натура ненасытна.
Старик очнулся только тогда, когда посягнули на самое ценное и наконец включился инстинкт самосохранения. Он прогнал волка.
Волка прогнать не так уж и сложно, оказалось достаточно кочерги.
Проведем аналогию с реальной жизнью - зависимости, азартные игры, войны (Германия спокойно захватывала страны, пока не вступил СССР), работа в невыносимых условиях, общение с людьми, которые выкачивают энергию. Таким "волком" может быть и какая-то ваша привычка (зависать в Интернете перед сном), навящевые мысли о чем-либо.
Что же делать? Менять ситуацию! Прогнать, треснуть кочергой! Верить в свои силы и ресурсы.
Если не разобраться в сказке, то она может напугать. Но если посмотреть глубже, а потом объяснить все и себе, и ребенку, велик шанс извлечь для себя ценный урок.