Люди в 21 веке делятся на два типа - или верят в гадания и мистику, или же не верят, считая мистические совпадения в жизни самовнушением. Что ж... истина, как говорится, рядом. А я сейчас рассмотрю отношение к мистике в 18 и 19 веках. Как известно, классическое православие отрицает карты, гадания, астрологию и прочие паранормальные вещи, принимая только те чудеса, которые происходят внутри Церкви - да и то не все, каждое из чудес тщательно проверяется. Однако такая строгость - она присутствует сейчас намного больше, чем раньше. В 18 и 19 веке люди были, за редким исключением, верующие. При этом миряне (о монахах речь не идет, они в принципе по факту несколько другие люди - и тогда были, и сейчас) были вполне суеверны. Скажем, могли одновременно посещать и святого старца, и гадалку. Одновременно! При этом не считалось это чем-то из ряда вон выдающимся. Так все делали. Рождественские и святочные гадания были нормой для всех сословий - да, потом каялись в храме, но гадали активно.
Тема гаданий была предметом для творчества популярных поэтов начала 19 века. Скажем, Жуковского. Баллады Жуковского о гадающих девушках, "Людмила" и "Светлана" до сих пор проходят в школе. У Пушкина в "Евгении Онегине" Татьяна гадала на Рождество, и Пушкин ее сравнивал со Светланой Жуковского.
Еще были очень распространены сонники, толковали сны, кажется, все подряд. У Пушкина в упомянутом уже выше "Евгении Онегине" упоминается автор сонника Мартын Задека - очень распространенный в то время автор. Его читали все, от дворян до зажиточных крестьян, которые могли позволить себе купить книгу и научиться читать. Вот так, в первую очередь не что-то реально познавательное покупали, а сонник или сборник по гаданиям.
Кстати, если вспомним, то Татьяна Ларина тоже видит сон, как раз на Рождество - и он оказывается вещим.
Стоит сказать о приметах. Сейчас люди, конечно, тоже верят в приметы, скажем многие ни за что не возьмутся за веник вечером - вдруг "деньги из дома выметут". Но все же многие достаточно скептически относятся к тому, что черная кошка перейдет дорогу (а кошатники - так вообще рады каждой кошке, если же кошатник еще и зоозащитник, то он думает, как бы эту кошку поймать, стерилизовать и пристроить в хорошие руки, - а ее масть абсолютно безразлична). О людях, которые жили в начале 19 века, такого сказать нельзя. Они, кажется, поголовно верили в то, что если зверь перебежит, птица перелетит - то обязательно беда будет! Причем речь тут не только о крестьянах - образованнейшие мужчины-дворяне были вполне суеверны, в том числе военные.
Кстати, "Наше Все" в литературе, Александр Сергеевич Пушкин, по суеверности мог дать сто очков вперед любому. Причем сложно даже сказать, реально это мистический момент или личное суеверие Александра Сергеевича, но его реально спас... заяц.
Дело в том, что Пушкин был в общении с декабристами, а кое с кем, в частности с Кюхельбекером и Пущиным, учился вместе в Царскосельском лицее - больше того, они еще и состояли в одной компании - увы, это была самая двоечная и хулиганская компания, но у самих ребят сложилось очень веселое детство.
В итоге было так. Когда планировалось восстание на Сенатской площади, Пушкин был в ссылке в Михайловском. Однако, несмотря на ссылку, Пушкин состоял в активной переписке с декабристами, в частности с Рылеевым. В те времена переписку было не так легко контролировать, поэтому Пушкин был в теме всего. И когда восстание было почти готово, Пушкин решил, что терять все равно уже нечего, ссылка - дело неважное, и покинул Михайловское, чтобы присоединиться к восставшим. И ничто бы не помешало Пушкину это сделать, а потом благополучно попасть в Сибирь - если бы не зайка, который перебежал перед санями дорогу. В итоге суеверный Пушкин повернул назад.
Кстати, Рылеев Пушкина за это трусом не счел. Логичного и сомневающегося интеллигента Трубецкого осудил и назвал трусом, а вот Пушкина - нет. Так как сам тоже был суеверным человеком, и верил в зайцев, да и не только.
Кстати, сейчас в Михайловском установили памятник тому самому пушкинскому зайцу
В общем, сознание у людей в 18 и 19 веке было очень мистическое. Средневековье было к ним намного ближе, чем к нам. А наука еще было не очень развита, и объясняла далеко не все.
Причем должна сказать, - так дело с мистическим сознанием обстояло не только в России. В Европе было примерно то же самое. Кстати, мода на сонники в Россию как раз пришла из Европы.
В Европе основным фактором, который увеличил градус суеверия среди народа, стали смутные времена перед Французской революцией, затем сама революция и времена наполеоновских войн после нее. Во времена нестабильности люди, теряя почву под ногами, часто начинают интересоваться мистикой и потусторонним. Это логично, ведь от них самих в такие времена очень мало что зависит. А ощущения стабильности (или хотя бы иллюзии стабильности) хочется. Да хотя бы что-то понять хочется! А понимания нет, когда все так быстро и опасно меняется вокруг!
Еще недавно аристократия казалась незыблемой и вечной - и вот уже Бурбоны на гильотине. Такое и предположить было невозможно! Бастилия тоже казалась вечной, вообще-то. И где она?
Страх испытали и люди из соседних держав, ведь если такое происходит в другой стране, то это же может произойти где угодно.
У Французской революции много было последствий, не только для Франции. И одним из них (пусть не основным, но все же тоже сыгравшим свою историческую роль) было дополнительное усиление интереса к мистике у европейцев. На этой волне обычные гадалки, которые так бы остались незамеченными и известными только узкому кругу, стали историческим личностями, которые имели влияние в том числе на королей и видных государственных деятелей. Типичный пример - гадалка Мария Ленорман, которая до сих пор интересует умы не только тех, кто увлечен мистикой, но также обычных людей, и даже историков.
Читайте, комментируйте, высказывайте свое мнение!
Про великую гадалку Мари Ленорман, безошибочно предсказывавшую судьбы сильных мира сего - в материале Она предсказала гильотину Марии-Антуанетте, корону Наполеону и виселицу декабристам
О мистических предчувствиях и совпадениях в жизни поэта и декабриста Кондратия Федоровича Рылеева - Мистика в жизни Кондратия Рылеева