За последнее время тема "Педагог-ученик" в тех или иных вариантах поднималась неоднократно.
Как разглядеть в ученике талант и как его не угробить.
Взаимоотношения учеников и педагогов.
Ну и все в рамках балета.
Сразу оговорюсь - я не высказываю оценочное суждение. Здесь не о плохих и хороших: педагогах и учениках.
Просто делюсь историей.
Не секрет, что чем раньше ты начал заниматься балетом, тем лучше. В училище, в первый класс, принимают в возрасте 11 (раньше в 10) лет. Хотя бывали случаи когда балетом начинали заниматься намного позже и достигали высоких вершин. Пожалуй самый известный пример - Асаф Михайлович Мессерер, который начал заниматься балетом в 15 лет.
Не знаю, возможно ли сейчас такое в Москве. Но вот в Бразилии, в школе Большого театра, возможно.
Лусио было уже 14 лет, когда он переступил порог балетной школы. Причем впервые о школе Большого театра в Жоинвиле он узнал всего за год до этого, когда в компании других мальчишек пришел в нее "на экскурсию".
Его одноклассники были как минимум на два года младше. Лусио повезло он попал в хорошие руки Ильи Осиновского. В прошлом Илья артист Большого театра и педагог-репетитор Кремлевского балета.
На второй год класс взял Николай Загребин - тоже бывший артист балета Большого театра. В середине года было решено перевести Лусио в третий класс, так как и по возрасту (в первую очередь) и по успехам он опережал своих одноклассников. Так Лусио впервые попал в мой класс.
По началу ему было трудно. Представляете - перескочить на целый год. И это в начальных классах, когда закладывается база. Но Лусио справился. И третий класс он заканчивал с четверкой. А может быть и с пятеркой. Сейчас уже не помню.
А дальше... С начала нового учебного года этот класс взял приехавший Бразилию еще один бывший артист Большого театра Дмитрий Афанасьев. Николай и Илья, к сожалению, вернулись в Россию. А я взяла пятый класс мальчиков, который до этого вел Николай.
И вот в середине года, на полугодовом экзамене встает вопрос об отчислении Лусио из школы. Дмитрий поставил ему да!!!
Для многих в школе, и в первую очередь для Лусио, это было шоком...
Не помню, кому пришла в голову идея перевести его ко мне в пятый класс. Снова перепрыгнуть через год. Причем год важный. Ведь в четвертом классе закладывается база для больших вращений. Помню только наш разговор с Лусио, который очень просил взять его к себе.
Лусио справился и с этими трудностями, очень быстро догнав своих новых одноклассников. И экзамен за пятый класс сдавал на ровне со всем: делая большие туры и туры в воздухе. Как вы понимаете ни о какой двойке и речи уже не шло.
К сожалению, я вынуждена была вернуться в Россию. Но через полгода приехала в Бразилию в гости... Друзей и знакомых за четыре года у меня появилось много.
Приехали мы в июле, как раз когда в Жоинвилле проходит фестиваль балета. Честно скажу, увидеть такой высокий уровень балетных школ я не ожидала. Особенно меня поразили школы Рио и Сан-Пауло.
Сейчас не помню кто, кажется Conservatorio da Danca, показывали первый акт балета "Раймонда". Я давно не видела такой выучки и такого профессионализма. Большой театр отдыхает. Пятые позиции, повороты головы, танцующий корпус. Артистки кордебалета все как одна делали по два-три пируэта. Для меня это стало открытием и даже шоком. Все же знают о бразильском футболе, но никто не говори о бразильском балете. А тут я увидела, что он есть!
Но самой большой неожиданностью стало для меня желание Лусио и еще нескольких моих бывших учеников уйти из школы Большого театра и поехать учиться в Рио. И это в середине года. В середине шестого класса.
Как я их не уговаривала остаться, ребята все-таки уехали.
До 2010 года он учился у Жоржа Тешейра, после чего был принят в труппу Муниципального театра Рио-де-Жанейро. Ему было 19 лет.
За пять лет учебы он освоил программу восьми классов. И надо сказать очень хорошо освоил.
Через два года из кордебалета он был переведен в Первые Солисты.
Еще через год уехал в Сан-Пауло и почти пять лет танцевал в Companhia de Dança. В его репертуаре были современные и классические спектакли. А среди ролей: Меркуцио и Ромео в "Ромео и Джульетта", Тореадор и Базилио в "Дон Кихоте" и многие другие.
Потом год он был солистом в "Ballet Nacional Sodre", которым руководит знаменитый Хулио Бокка.
Затем сезон танцевал в Театре Landestheater в Зальцбурге.
А сейчас его можно видеть на сцене театра оперы и балета в Дортмунде, где он работает с августа прошлого года.
В этом году Лусио отметит свое тридцатилетие и десять лет балетной карьеры.
Собственно, к чему это все...
В данном случает жизнь расставила все по своим местам.
Мне остается лишь пожелать дальнейших успехов своему ученику.
Репетиция. Вариация из балета Щелкунчик. 2013 год.
P.S. Никогда не ждала и не жду благодарностей. Но очень приятно, когда ученики пишут: "Você faz parte da minha carreira, obrigado por sempre me apoiar!".
("Вы часть моей карьеры, спасибо за то что всегда поддерживали меня").