Найти тему
Ироничный собеседник

Репортаж с борта сверхзвукового ТУ-144

Оглавление

Как рождалась легенда

В январе 1976 года, ровно 44 года назад, практически все советские средства массовой информации сообщили сенсацию: совершен первый регулярный пассажирский (как сейчас бы сказали коммерческий) рейс новейшего сверхзвукового самолета в мире ТУ-144. Следует отметить, что ближайший его конкурент - французский "Конкорд" - начнет перевозить пассажиров значительно позднее.

Как и всегда в советское время на первый регулярный рейс, в этот раз по трассе Аэрофлота Москва — Алма-Ата, в качестве первых пассажиров были приглашены аппаратные работники советского руководства, журналисты и авиационные специалисты, принимавшие участие в создании сверхзвукового первенца.

Вот как описывает полет советский журналист и участник знаменитого перелета Н. Рындич:

"На одной из дальних стоянок, залитый огнями прожекторов, разместился удивительный летательный аппарат. Узкое серебристое тело огромной длины, на треугольном крыле. Опущенный клювоподобный нос. Цепочка горящих иллюминаторов — это первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет «ТУ-144».

— Ни пуха ни пера! — напутствуют нас генеральный авиаконструктор А. А. Туполев и прославленный летчик-испытатель Э. В. Елян.

Занял места экипаж. Это пилоты И. К, Ведерников, В. Д. Попов и бортинженеры И. С, Манборода и А. В. Тарарухин. Отогнан трап.

Участники первого перелета Москва-Алма-Ата
Участники первого перелета Москва-Алма-Ата

«Ну, держись!» — мысленно подбадриваю я сам себя. Что-то тяжко провернулось под полом. Затем донеслось томное комариное пение турбин. Проснулись наши «лошади» - целая «конюшня в пятьсот тысяч лошадиных сил — мощность наших движков!

Трогаемся с места и катимся на старт. Короткая остановка. Двигатели выводятся на взлетный режим. Нарастают обороты. Гром прокатывается над домодедовскими лесами. Свирепеют "лошади", но крепко держат тормоза. И вот они отпущены. «ТУ-144» стремительно срывается со старта. Бешено несется навстречу бетонка. Взлет! Московское время 3 часов 30 минут. Самолет стрелой уходит а небо. Перегрузки прижимают меня к креслу. Быстро увеличивается скорость — 800, 900, 1000 километров в час. Через 15 минут после взлета мы уже на высоте 11 километров. Идем над лесистой поймой Оки. На траверзе — Рязань. Сейчас будем переходить звуковой барьер. Перешли! Я припадаю к иллюминатору. Может быть, появилась какая-нибудь там окалина на стекле от перегрева? Но за бортом никаких изменений. Скорость тем временем возросла до 2200 километров в час, высота— около 18 километров(!). В левые иллюминаторы ярко светит солнце. С правого борта над голубым горизонтом начинается чернильно-синее небо, в котором горит месяц и светят незнакомые, по крайней мере мне, звезды. Температура за бортом—минус 60. Можно морозить пельмени. А обшивка нашего корабля от трения с воздухом нагрета до 120 градусов. Можно кипятить чай. Но надежно работают системы охлаждения, и температура в салоне поддерживается 17—20 градусов.

Сейчас будем начинать торможение, чтобы погасить нашу гигантскую скорость. Самолет слегка клюнул носом. Захватывает дух: кресло слегка уходит вниз. Внизу — Джезказган. Ложимся в глубокий вираж и выходим на финишную прямую. До Алма-Аты около 400 километров. Выключены форсажные камеры. Идем на посадку.

- Влево два! Вправо три! Прямо! — ведет нас по радио на полосу диспетчер алма-атинского аэропорта.

Казахские авиаторы прошли переподготовку, и вся здешняя наземная служба готова к приему сверхзвуковых самолетов. И вот толчок, энергичное торможение. Подруливаем к вокзалу. Наш полет продолжался 119 минут — в два раза быстрее обычного".

Судьбу двух конкурирующих проектов - ТУ-144 и "Конкорд" сегодня помнят многие. Загадочные катастрофы сверхзвуковых самолетов обоих конкурентов и ряд дорогостоящих технических и эксплуатационных сложностей свели интерес к этим прорывным проектам к нулю.
-3

Прошло почти пятьдесят лет. Ни Россия (правопреемник СССР), ни так называемые "передовые" страны Запада, не смогли выйти на сверхзвуковые скорости пассажирских авиалайнеров, да и эпоха идейного соперничества канула в Лету. А так хочется гордиться за новые прорывные успехи своей страны - первооткрывательницы космоса и безумных скоростей. Однако я верю: наши открытия и победы еще будут, и будут скоро.

  • Статью "Мама, ты не испекла пирог? Я подаю на тебя в суд" читайте здесь
  • Статью "Когда-нибудь мы снова станем братьями" читайте здесь

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии!