Найти тему
Фонд Ройзмана

Олег за свой счёт спасает в одиночку десятки исторических зданий Екатеринбурга от сноса, но его работа остаётся незаметной

Оглавление
Олег Букин на лестничной клетке спасённого жилого дома — бывшего Дома провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Олег Букин на лестничной клетке спасённого жилого дома — бывшего Дома провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

«Для меня архитектура — это один из способов проговаривания истории — говорит Олег Букин, руководитель общественной организации "Уральский хронотоп". — Я обычно привожу в пример евреев: они создали устойчивую культуру, потому что создали Библию. Библия — это не столько религиозный текст, это проговаривание своих имён: “Авраам родил Исаака...” и так далее. Произнося их, они воспроизводят свою идентичность и свою историю. История моих согорожан в том, что страна в двадцатом веке отказалась от своего прошлого — многие были убиты. Я хочу вернуть его. Чтобы мы этих людей помнили, чтобы на памятнике — сохранённом доме — была табличка. Это и есть наша Библия. 

В контексте

К дому по улице Карла Маркса — одной из центральных улиц Екатеринбурга — ведёт узкая тропинка. На порывистом ветру холодно, руки оледенели. У нужного здания Олег встречает меня налегке — в распахнутой куртке, без перчаток. Он в любую погоду готов искать и исследовать дома: заходить в подъезды и квартиры, искать уцелевшие признаки времени — вековые ручки и цепочки, замки, лепнину, резные двери. 

Дом провизора Белова снаружи/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Дом провизора Белова снаружи/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Дом провизора А.К. Белова — одно из зданий, которое Олег спас от сноса. Название присвоили в честь одного из первых лиц Екатеринбурга, который здесь жил и создал тут химическую лабораторию. Дом могли тихо снести, как другие здания, за которые в разное время боролись городские активисты, но около трёх месяцев назад, благодаря организации «Уральский хронотоп», его включили в перечень выявленных памятников архитектуры. 

Не просто флигель

Квартал на пересечении улиц Розы Люксембург и Карла Маркса формировался на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Здесь селились провизоры и находились аптеки. 

Олег показывает мне план начала девятнадцатого века: квартал, где мы находимся, расчерчен на квадраты и прямоугольники. От него остался всего один дом — тот, который ещё недавно собирались снести. 

Оригинальные изразцы печи в доме провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Оригинальные изразцы печи в доме провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Первая усадьба, которая тут появилась, принадлежала Русскому обществу торговли аптекарскими товарами. Основанное в Петербурге немецкими аптекарями и удостоенное звания поставщика Двора Его Императорского Величества, общество открыло два склада в разных городах Российской империи — Харькове и Екатеринбурге. 

Дом на Крестовоздви́женской улице (сейчас — Карла Маркса, 11 — прим. ред.), который сохранил Олег Букин, был флигелем усадьбы — вспомогательной постройкой в нескольких метрах от неё. Флигель спроектировал уральский архитектор Михаил Малахов. Он же создал усадьбу Харитоновых-Расторугевых и ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода — известные в Екатеринбурге памятники архитектуры. 

Здание переходило из рук в руки и менялось: из деревянно-каменного стало полностью кирпичным. У дома и сейчас сохранилась старинная кладка. На рубеже веков её купил провизор Александр Белов и создал химическую лабораторию по производству лекарств. Он был членом общественного собрания и вольного пожарного общества — на эти почётные должности назначали только первых лиц города. 

Оригинальные резные двери в доме провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Оригинальные резные двери в доме провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

«Дом — это кирпичик в основании усадьбы, усадьба — в основании квартала, где селились провизоры и доктора, этот квартал — памятник генерального плана городской застройки 1904 года. Анализ начинается с исторического контекста — это важно. Например, усадебные окна — с арочным сводом. Белов это увидел и решил сделать так же, поэтому некоторые окна выполнены позже и сильно выделяются. Контекст создаёт общую химию места — на архитектуре сказывается влияние тех, кто здесь жил и работал, поэтому важно сохранять не просто здания, а участки исторической застройки», — объясняет Олег. 

Изъеденное временем 

История двухэтажного дома-флигеля — часть истории города, которая уходит корнями в девятнадцатый век, реконструируется в рассказах Олега Букина — руководителя общественной организации «Уральский хронотоп», которая находит памятники архитектуры и защищает их от сноса.  

Коммуникации, изолированные тряпками/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Коммуникации, изолированные тряпками/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Сейчас дом частично обнесён забором, его фасад покрашен только с лицевой стороны, к двери в подъезд ведёт хлипкая калитка, которую несложно открыть. В здании пахнет ветхостью. На второй этаж ведёт крутая лестница. Деревянные половицы дрожат под ногами. В одной из стен — старинная чугунная печь с узорчатой заслонкой. Низ печи выложен чёрными изразцами, верх когда-то был белым, но это угадывается с трудом: сейчас всё в грязных разводах. На потолке сохранилась лепнина — проступает сквозь подтёки и истрескавшуюся штукатурку. Дом, где жили первые лица города, изнутри выглядит забытым и заброшенным.

Оригинальные печь и лепнина, сохранившиеся до наших дней, но не реставрировавшиеся/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Оригинальные печь и лепнина, сохранившиеся до наших дней, но не реставрировавшиеся/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Олег останавливает моё внимание на деталях. Показывает дверь, которой больше полутора веков. Показывает массивные ручки и цепь, на которую дверь закрывается — всё это осталось нетронутым с середины позапрошлого века. Замирает у печной заслонки и долго внимательно её оглядывает:

«Обратите внимание на печь. Какой интересный архивольт (декорированное обрамление арочного проёма — прим.ред.) у этой печи». 

Олег обводит взглядом пространство, заботливо, как к тяжелобольному, прикасается к перилам, аккуратно проводит рукой по одной из филёнчатых дверей, говорит: «Смотрите, это дерево настолько старое, будто окаменело»

Бывшие хоромы

Несмотря на кажущуюся заброшенность, дом жилой. Олег стучит в одну из квартир. Мы заходим внутрь. В квартире совсем нет места — крошечное пространство заставлено вещами, всё очень старое. Две женщины с усталым взглядом встречают нас. 

Жительница дома провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Жительница дома провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Олег просит женщин показать нам квартиру, спрашивает разрешения отодвинуть полотенца и половники, и нам открывается узорчатая печная заслонка с витиеватой ручкой — конца девятнадцатого века. 

Женщинам, которые тут живут, не до красоты дома и его исторической ценности. Той, что младше, однокомнатную квартиру выделили в управляющей компании, где она работает. Та, что старше — её мать. Обе ждут, что их скоро переселят. 

Жилищные условия в доме непростые: туалет и душевая есть только на первом этаже — одни на весь дом. Кажется, что там никто не убирает.

«Чтобы пути назад не было» 

Дом на Карла Маркса Олег Букин увидел в одной из муниципальных программ сноса жилья. Начал работать: искать информацию в архивах, чтобы описать ценность и историческую значимость дома. 

«Эти программы сноса тёмные и коррупционные, они не совсем прозрачные и правильные. Этот дом не аварийный, но придумали понятие "ветхий", под этим соусом существует программа для привлечения инвестора — он сносит дом и застраивает участок чем-то своим: например, офисным зданием».

Старая пожарная сигнализация/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Старая пожарная сигнализация/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Олег рассказывает, что раньше чиновники его «опережали» и успевали снести здание до подготовки им нужных документов. И он научился действовать быстрее.    

«Я делаю заключения, которые могут раскрыть весь историко-культурный потенциал и убедить чиновников взять здание под охрану. Убедить государство сложно: оно ищет повод этого не делать, поэтому нужно подготовиться так, чтобы пути назад не было. Я сросся с архивом. Моя задача собирать по крупицам информацию об объекте и работать с этой “глиной”». 

Благодаря стараниям Олега сейчас дом на Карла-Маркса в списке выявленных объектов культурного наследия — это значит, что снести его уже не могут. Осталась историко-культурная экспертиза, которую могут поручить Олегу — у него есть статус эксперта, выданный министерством культуры РФ — тогда дом признают объектом культурного наследия и начнут «лечить»: восстанавливать лепнину, обвалившиеся косяки, искрошенное дерево перил и ступеней. 

Внутренний двор дома провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана
Внутренний двор дома провизора Белова/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

По закону содержанием объекта культурного наследия занимается собственник, который должен заботиться о нём и не допускать разрушения. Олег считает, что государство должно помогать собственникам и брать часть расходов на ремонт и реставрацию. Частично «Домом Белова» владеет муниципалитет и разобраться с ремонтом внутри дома — его прямая обязанность. Но этого пока не происходит, а Олег, спасая дома, продирается через ворохи бюрократии и неприязненность чиновников, которые решение вопроса со зданием видят в его сносе. 

Организация «Уральский хронотоп» ищет здания, которые собираются сносить, проводит экспертизу и подаёт заявление на внесение их в реестр объектов культурного наследия. Благодаря ей в десятках городов Свердловской области спасены здания — жилые дома и церкви, школы и больницы — имеющие культурную и историческую значимость, сохраняющие историю Урала. На работу с документами и в архивах, на поездки по области нужны деньги. Пожалуйста, оформите небольшое регулярное пожертвование для «Уральского хронотопа», чтобы культурное наследие не стиралось с карт.