«Покорение тайги» в 50..80-е годы прошлого века, оставившее после себя вырубленные «поля» о тысячах га, с перемешанными с подростом древесными остатками и почвой. С высохшими торфяниками на равнинах и смытой почвой на склонах - не идут в сравнение с нынешним «туризмом». Но безобидна шалость туризма как явления только на фоне прошлых «покорений» природы.
Ранее мы обсуждали уже базовый принцип посетителя (гостя) тайги – не тобой положено – не тобой взято (здесь). Это касалось имущества тех, кто живет и работает в тайге.
Но явление то - шире и это показало обсуждение. Которое добавило свидетельств и парадоксов современного туризма. К которому относится и рыбалка (с охотой) горожан, конечно.
Ситуация.
… В одном из районов, каким-то образом – через обсуждение в Интернете или усилиями властей - туристы заинтересовались неким «сакральным» объектом. Постепенно к этому объекту устремились лыжники, пешеходы, механизаторы (мото-, авто-, снего- и т.п. -ходчики). Сразу путь нему оброс инфраструктурой (передвижной – почему – об этом позже).
Единственное, что не получалась у тех кто присел на поток туристов - дорога по причине ее невменяемой стоимости в условиях гористой и болотистой местности. В результате ландшафт был испорчен, покров был уничтожен, сакральный объект потерял свое очарование и поток прервался.
В иных же случаях и местностях (удаленных от мест жительства туристов), те, кто организует поток туристов инфраструктурой не увлекаются. Они продают услугу по сопровождению, не особенно заморачиваясь сохранением объекта. Почему - этот бизнес конечен, поход возможен самостоятельно (публичный сервитут, исключая парки-заповедники), после прохода 1000 туристов сразу появляется 1000 экспертов по этому маршруту и 100 «опытных проводников» и т.п. угрозы для организатора. В ряду угроз разрушение ландшафтов – самая значимая.
Те же услуги нацпарков для природы выглядят оптимистично – парки что-то строят на маршрутах, потоки не наращивают (без нужды, типа госпрограмм), дрова заготавливают. И т.п. образом конструируют устойчивый во времени туризм. (Вот вам и благо стабильного законодательства, которого лишен оператор на нережимных территориях).
Обсудим кто д˝Артаньян, а кто за_ранец в ситуации похода цивильного человека через тайгу к сакральному и самоуважению.
Список по возрастанию ущерба среде:
… лыжник – не нарушает почву, не привязан к дороге, не громоздит лагеря в одной точке…
… снегоходчик – шумит, не нарушает почву, но может иногда рубить себе дорогу – не тундра, чай, по одному не ездит, это минус сушины на пионерские костры – зима, все таки, иногда стреляет в то, что догонит, и что ему покажется съедобным или целью, пугает оленух …
… пешеход – вытаптывает почву, может уничтожать редкие растения (бывает – но больше чем поднимет, не вынесет, все же), вносит в природу инвазивные виды, может запустить пожар (бывало), костер делает на покрове, поскольку в гольцах нет топлива, в курумах жечь неудобно, у воды на дресве не все догадывается, а если догадается дров там уже нет…
… внедорожный летний механизатор – это убитый покров, перелопаченное болото (всякий раз дорога там новым путем – иначе не проехать), эрозия на склонах, угроза пожара, топливо в водах, шум, «мосты» через грязь из подручного дерева + перечисленные выше угрозы + ловля рыбы методами, исключающими неудачу (чтобы окупить дорогу?)…
… бизнесмен на туристах механизаторах – увеличивает ущерб, поскольку приводит поток новых механизаторов – что есть условие существования его бизнеса – остановка потока значит конец потоку денег.
//… вертолетного и вездеходного целевого «туриста – рыболова» – с реактивами и устройствами, что цедит реку, мы не обсуждаем – это иное явление//
Теперь о заблуждениях. Считается, что турист хорош для природы – он таскает деньги в эту самую природу и в общины. Ха. Не у нас. Да и у них не всегда. Чаще – нет.
Несмотря на то, что поход куда-нибудь стоит 30-50 тыс.руб. с человека (см.: инет), до тайги они не доходят, конечно. Львиная доля уходит транспортным компаниям, которые делятся с держателями топлива. Что-то перепадает организаторам потока. Почему перечисленные бенефициары не вкладываются в восстановление тайги – кто знает – закон такой - да и зачем им это.
До общин ср-ва, конечно могут доходить, если турист купит у общин оленину, торбаса, или еще чего. А ведь не купит – не надо это ему. За проживание платить как-то не принято пока – стыдно брать за приют народностям.
И вопрос: мужики, а не нужен ли вам/и нам свой кодекс? Внутренний? Неофициальный и разумный? На государство на вашем/ и нашем месте я бы не надеялся – оно традиционно власть делят, да собственность буржуев защищает (законами - по запросу буржуев). Потому они такие и странные – законы эти.
Почему назрела ситуация? Потеряем же тайгу. А так, при наличии неофициальных кодексов эти э.. затейники, что узаконивают всякий бред, может быть, прислушаются к явлению? И примут его за законодательную инициативу?
Кроме того: оппозиция поди, уже соскучилась деньги не- оппозиции искать за бугром. Пора и им что-то разумное предложить.