Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня хотелось бы рассказать, откуда у диггеров вообще такой интерес к изучению метрополитена, как развивалось это диггерское направление — изучение метрополитенов, и проиллюстрировать рассказ несколькими историями и фотографиями. В основном мы сконцентрируемся на Столичной подземке, но рассказ можно отнести и к системам в других городах.
Чтобы говорить о диггерах в метро, нужно сперва, пожалуй, рассказать немного о зарождении движения в целом. Исследование рукотворных подземных сооружений имеет давнюю историю. И, как и другие науки, оно во многом продвигалось энтузиастами своего дела. Одним из выдающихся исследователей подземелий в нашей стране был ученый Игнатий Яковлевич Стеллецкий, посвятивший свою жизнь поискам легендарной утерянной библиотеки Ивана Грозного. Также упоминание о любительских исследованиях подземной реки Неглинной можно встретить у выдающегося русского журналиста, писателя и общественного деятеля В. А. Гиляровского, который лично посещал старый коллектор Неглинки в районе Трубной площади. Ныне этот коллектор, имеющий среди столичных диггеров прозвище «Тропа Гиляровского», заброшен и не используется. Недавно министр культуры Мединский поддержал идею диггеров создать там музей. Будем надеяться, что в его экспозиции найдется место и самому дяде Гиляю, увековечившему Неглинку в своей книге «Москва и Москвичи».
Во времена СССР исследование рукотворных подземелий не было распространено из-за строгости законодательства, к которому добавлялась атмосфера холодной войны. Проникать в подземку в середине XX века было не лучшей идеей, если вы не хотели попасть в поле зрения спецслужб. Однако, задокументировано несколько случаев, когда посторонние люди проникали на площадки строительства метрополитена, проходили участок, без видимой цели, и ретировались через другую площадку. В условиях тотальной стройки, в том числе и подземной, количество людей, желавших посмотреть на подземку своими глазами, неуклонно росло. Таким образом, уже к восьмидесятым годами начало формироваться то, что сейчас называется «диггерством». В случае с метрополитеном, этому способствовало отсутствие элементарных охранных систем на вентиляционных киосках подземки, поскольку до какого-то времени спускаться туда, не являясь работником метрополитена, попросту не приходило никому в голову. Более того, подобная открытость подземелий в городах была повсеместной, и молодые люди, жаждавшие приключений, могли проходить под землей действительно довольно большие расстояния, не выходя на поверхность. Эта открытость нашла свое отражение и в литературе. В своем романе «Преисподняя» писатель и режиссер Владимир Гоник познакомил всю страну с существованием пресловутого «метро-2», а также подозрительно точно описал устройство некоторых секретных объектов в Столице, что прозрачно намекает на то, что автор лично и не единожды спускался в тоннели. Конечно же, в целом все это движение носило стихийный характер, но среди всех исследователей-энтузиастов подземки того времени стоит выделить Вадима Михайлова и его «Диггерспас».
Рассвет бурной деятельности Вадмиха пришелся на 90е годы. При всей противоречивости его личности, он не только придумал само название «диггер», но и познакомил с диггерами всю страну, рассказывая о подземке впечатляющие истории, полные фантазии и задорной выдумки, прямо с телеэкранов федеральных каналов. Помимо этого, Вадиму Михайлову удалось сводить в Неглинку самого Лужкова, а также автора песни «Don't worry be happy» Боба МакФеррина, заручиться на какое-то время поддержкой мэра и создать свой отряд «диггерспас». Но как Михайлов относится к метро? Тут стоит упомянуть два факта. Факт первый — Михайлов любил подземку и действительно побывал во многих его уголках, хотя сам больше интересовался историческими подземельями. Факт второй — Михайлов также любил журналистов, которые были согласны заплатить за антуражное интервью под землей на популярную тогда тему тайных подземелий. Сперва, во времена тотальной открытости метрополитена Вадим водил журналистов в метро за деньги, дабы они могли написать статью о нём и его приключениях. Позднее же, спустя несколько лет, когда страх населения перед угрозой террористических актов витал в воздухе, Михайлов водит тех же журналистов к шахтам метро, проходит туда вместе с ними, не переставая вещать при этом об отличной возможности для террористов произвести в метро теракт, пользуясь доступностью венткиосков. Таким образом, он поспособствовал тому, что в шахтах столичного метрополитена стали появляться охранные датчики. Постепенно, эту практику переняли метрополитены по всей стране.
Так или иначе, с появлением интернета в конце девяностых-начале нулевых, появилось и новое поколение исследователей подземки, которое никак не было связано с Михайловым и его движением, но представители которого также называли себя диггерами. Костяк этой «тусовки» составлял «Клуб диггеров МГУ». Тогда-то диггеры и потянулись в метрополитен. Но, к слову сказать, не сразу. Парадоксально, но энтузиасты подземки тех лет с большей охотой и смелостью проникали в строящиеся и действующие правительственные ветки и засекреченные спецобъекты, нежели в тоннели и сооружения метро. Но любители побегать по темному тоннелю с фонариком от несущегося в спину поезда, или замаскировавшись под работника, ночью погулять по тоннелю, нашлись, и тогда-то увлечение метрополитеном и начало носить более или менее массовый характер. Безусловно, доступ в закрытые зоны подземки несколько усложнился, что заставляло диггеров тех лет неоднократно применять смекалку и изобретательность, чтобы попасть в метрополитен. С другой стороны, это отсеивало «случайных людей», избыток которых, как показало время, не приводит ни к чему хорошему. В 2000е годы диггерами вручную составлялись схемы тоннелей и сооружений метро, происходил активный обмен опытом на площадках интернет-форумов, накапливались и собирались знания о системе московской подземки. Параллельно, с развитием интернета и появлением социальных сетей, увлечение подземными пространствами сделалось по-настоящему массовым.
По сути, любой желающий мог найти в сети нужный сайт, познакомиться с знающими людьми на форумах, и влиться таким образом в движение. Стоит ли говорить, что ни о каком вдумчивом или систематическом изучении подземки такими людьми не могло идти и речи, зато новый век породил новые возможности для приобретения популярности — и отчеты с фотографиями подземных объектов, секретных сооружений и метрополитена вскоре потоком полились на страницы интернет-ресурсов. Это, а вместе с тем, участившиеся проникновения на территорию метро не могли не вызвать реакцию его начальства. В начале десятых годов популяризация метрополитена как эдакого объекта для нелегального туризма в России достигла небывалых масштабов. В метро стали проникать далекие от диггерства люди, целью которых было отнюдь не изучение подземки и ее истории изнутри, а развлечение и самоутверждение в сети. Итог этому короткому, но бурному периоду истории несанкционированных походов в «глубокую подземку» был подведен в 2015 году, когда был введены «антидиггерские» поправки в законодательство, а уровень защиты метро от проникновения многократно возрос. Эти меры возымели действие, и поток любителей экстремального туризма прекратился.
Цикл статей: Метро скрытое от глаз пассажира