Найти в Дзене
8 бит тому назад

«Contra» на MS-DOS: ужасная версия знаменитой игры

Оглавление

Когда речь заходит об игре «Contra», большинство вспоминает добротный хардкорный экшн, выпущенный в конце 80-х для приставки NES (она же Денди). И лишь немногие знают, что версий этой игры было выпущено немало на самых разнообразных платформах: от аркадных автоматов, до Xbox 360 Arcade.

История разработки игры начинается в 1987 году с версии для аркадных автоматов. Чуть позднее игра была распространена на домашние компьютеры Amstrad CPC, Commodore 64, ZX Spectrum и PC MS-DOS.

Характеристики каждой из платформ довольно сильно различались между собой, поэтому игры не просто портировались с одной консоли на другую, а разрабатывались практически с нуля для обеспечения максимальной совместимости с техническими возможностями устройств.

До NES (Денди) игра добралась лишь спустя два года – в 1989 году, причем в сильно переработанном виде: была улучшена графика, удлинились уровни, усовершенствовалась боевая система и так далее.

Надо сказать, все изменения были сделаны исключительно в положительную сторону, благодаря чему версия для NES быстро стала каноничной, затмив собой все предыдущие версии, которые теперь воспринимаются не иначе, как пародии на настоящую «Контру».

Из всех портов игры особенно неудачной получилась версия для PC MS-DOS, которую разработала компания Banana Development inc.

Персональный компьютер того времени был и так сильно ограничен в ресурсах, так еще и «банановые» разработчики приняли ряд неверных решений, из-за которых «Contra» на MS-DOS стала практически неиграбельной. Что в игре было не так? Давайте разбираться.

«Contra» на MS-DOS

Помните эпичную заставку «Contra» на Денди? Два бравых бойца с оружием наперевес и запоминающаяся музыка навсегда отпечатались в памяти геймеров девяностых. И даже сейчас, спустя много лет, первые ноты заставки пробуждают в нас приятные волны ностальгии.

И как же я не завидую тем, кто начал свое знакомство с «Contra» с версии для PC MS-DOS, потому что заставка в ней была откровенно убогой.

Заставка игры «Contra» на PC MS-DOS
Заставка игры «Contra» на PC MS-DOS

Пожалуй, это тот самый случай, когда скриншот на все 100% передает ощущения от игры: к нему не требуется музыкальное сопровождение, потому что в игре его попросту нет.

«Коричневый» звук, который сопровождает запуск игры даже с большой натяжкой нельзя назвать музыкой. Все звуковые эффекты пропускаются исключительно через динамик ПК, который предназначен для подачи звуковых сигналов об ошибках, поэтому лучше всего играть в «Contra» на MS-DOS, предварительно отключив звук или с корнем вырвав динамик. Ну, или нажав кнопку F2 на клавиатуре.

Следующая проблема кроется в подаче сюжета. Согласно надписи на стартовом экране, игроку нужно уничтожить мигающие цели в конце каждого уровня, чтобы помешать планам организации Red Falcon. Вот только проблема в том, мигающие мишени размещены далеко не во всех локациях игры, что вносит путаницу и вызывает недоумение.

Но все это мелочи по сравнению с кошмарным управлением.

Настройки управления игры «Contra» на PC MS-DOS
Настройки управления игры «Contra» на PC MS-DOS

Сколько кнопок требовалось для управления персонажем игры на Денди? Ровно 6: четыре кнопки крестовины для передвижения главного героя и по одной для прыжка и стрельбы.

Сколько кнопок требуется для решения аналогичной задачи на MS-DOS? Одиннадцать!

Целых девять кнопок управляют перемещением персонажа по локациям игры. Вы не представляете, насколько сложно это делать, используя стандартную клавиатуру компьютера. Спасибо, что хотя бы клавиши можно переназначить.

Вероятно, решение использовать девять различных клавиш для управления перекочевало напрямую с аркадных автоматов с их восьмипозиционными джойстиками (8-way joystick), но оно оказалось фатальным для и без того неудачной игры.

Всю тяжесть ситуации понимаешь, когда начинается игра.

Первый уровень «Джунгли» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Первый уровень «Джунгли» в игре «Contra» на PC MS-DOS

Внезапно оказывается, что клавиши, отвечающие за перемещение персонажа влево или вправо, должны нажиматься однократно, после чего главный герой начинает самостоятельно и безостановочно перемещаться в ту ли иную сторону.

В противном же случае, если зажать клавиши (как это обычно делалось на Денди), компьютер считает зажатие за последовательность многократного нажатия клавиш, и пока он это не закончит эту последовательность обрабатывать, другие кнопки попросту перестают реагировать.

Об отзывчивости управления можно забыть: отвлекся на секунду, зажал клавишу чуть дольше по времени – главный герой продолжает идти, несмотря на отчаянные попытки повернуть его вспять, и напарывается на врага или падает в яму.

То же самое касается выстрелов и прыжков. В этой игре придется позабыть о турбо-кнопках, а выстрелы и прыжки совершать обдуманно и в конкретное время.

При этом нужно ловко маневрировать среди оставшихся клавиш управления: чтобы выстрелить по диагонали, нужно использовать четыре отдельные кнопки, а чтобы остановиться, нацелиться вверх или лечь на землю – еще по одной.

Отдельная головная боль в игре – это обработка коллизий (столкновений с врагами, снарядами и прочими объектами). Уворачиваться от снарядов часто оказывается бесполезным, потому что игра сама решает, когда вам это удастся, а когда – нет. Если в версии для Денди вы были уверены, что в положении лежа пуля вас не заденет, то здесь это подобно лотерее. И такой ужас в игре происходит повсеместно.

Особенно это заметно на так называемых локациях-«Базах», где нужно очень четко прицелиться в определенную мишень и ловко уворачиваться от снарядов.

Второй уровень «База №1» в игре «Contra» на PC MS-DOS. В первых версиях игры присутствовал таймер.
Второй уровень «База №1» в игре «Contra» на PC MS-DOS. В первых версиях игры присутствовал таймер.

Уровни в «Contra» на PC MS-DOS гораздо короче, чем на Денди (столь же короткие уровни были и на аркадных автоматах), но не думайте, что добраться до их конца будет простой задачей.

Кроме описанных выше проблем добавьте ограничения в цветовой палитре (одновременное отображение всего 4 цветов) и получите кошмарный кошмар, который особенно ощутим на третьем уровне.

Третий уровень «Водопад» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Третий уровень «Водопад» в игре «Contra» на PC MS-DOS

Из-за бедной цветовой палитры разобрать, что происходит на уровне, неимоверно сложно. Все сливается воедино: враги, фоны, снаряды, сам персонаж. К слову, первый Game Boy тоже имел подобные ограничения, но даже он со своими четырьмя градациями серого выдавал гораздо более качественную картинку, чем сие творение.

Удивительно, но даже при такой примитивной реализации игра умудряется неимоверно глючить, едва на экране появляется сравнительно небольшое количество активных объектов. Управлять персонажем в зависающей игре становится просто невозможно, поэтому единственной разумной тактикой становится продвижение напролом.

Пятый уровень «Заснеженный лес» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Пятый уровень «Заснеженный лес» в игре «Contra» на PC MS-DOS

Разработчики старались сохранить и передать дизайн уровней аркадной версии игры, поэтому максимально использовали ограниченную палитру для повторения визуальной составляющей оригинала.

Более-менее это у них начало получаться в конце игры, на локациях пятого уровня «Электростанция» и «Логово пришельцев». Эти локации хотя бы выглядят не так вырвиглазно, как две предыдущие.

Локация «Электростанция» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Локация «Электростанция» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Локация «Логово пришельцев» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Локация «Логово пришельцев» в игре «Contra» на PC MS-DOS

Точно также, как и уровни, разработчики перенесли с аркадного оригинала и боссов (включая мини-боссов), максимально передав их сходство, насколько позволяла четырехцветная палитра. Взглянем на них.

Босс 1 уровня «Defense Wall»

Совсем уж простой босс, которого уничтожить проще простого, даже с учетом всех недостатков этой версии игры. В версии для Денди этот босс был немного сложнее.

Босс 1 уровня «Defense Wall» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Босс 1 уровня «Defense Wall» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Босс 1 уровня «Defense Wall» в игре «Contra» на NES/Денди
Босс 1 уровня «Defense Wall» в игре «Contra» на NES/Денди

Босс 2 уровня «Garmakilma»

Про этого босса нечего сказать, он такой же, как и на Денди. На удивление, расправляться с некоторыми главарями в версии для MS-DOS не так уж и сложно, несмотря на кривое управление.

Босс 2 уровня «Garmakilma» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Босс 2 уровня «Garmakilma» в игре «Contra» на PC MS-DOS

Босс 3 уровня «Gromaides»

А вот этот товарищ довольно сильно отличается от того, что мы привыкли видеть на Денди. Восседая на здании, расположенном на вершине водопада, этот «Чужой» блокирует вход в «Базу №2», обстреливая несчастного игрока из шестизарядной пушки и турелей. Учитывая проблемы с коллизией, одолеть этого монстра будет не просто.

Сравните его с версией для Денди.

Босс 3 уровня «Gromaides» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Босс 3 уровня «Gromaides» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Босс 3 уровня «Gromaides» в игре «Contra» на NES/Денди
Босс 3 уровня «Gromaides» в игре «Contra» на NES/Денди

Босс 4 уровня «Godomuga»

Из-за отвратительного цветового решения битва с этим боссом становится настоящим испытанием. Хотя в остальном он очень похож на своего собрата из версии для Денди.

Босс 4 уровня «Godomuga» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Босс 4 уровня «Godomuga» в игре «Contra» на PC MS-DOS

Мини-боссов пятого уровня вы уже могли видеть на кадрах выше (локации «Заснеженный лес», «Электростанция» и «Логово пришельцев»). В данной версии игры первых двух из них можно просто обойти, не убивая. На Денди они перекочевали уже в более солидном виде и стали полноценными боссами.

Изменения не коснулись лишь мини-босса «Java», который по-прежнему охраняет путь к финальному главарю.

Мини-босс 5 уровня «Java» в игре «Contra» на NES/Денди
Мини-босс 5 уровня «Java» в игре «Contra» на NES/Денди

Босс 5 уровня «Gomeramos King»

Финальный босс – инопланетное сердце. Само по себе опасности не представляет, тогда как бегущие «мордопрыги» доставят немало проблем. После победы над боссом появится финальная заставка, бедная и стыдливо скромная, как и сама игра.

Финальный босс «Gomeramos King» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Финальный босс «Gomeramos King» в игре «Contra» на PC MS-DOS
Финальный босс «Gomeramos King» в игре «Contra» на NES/Денди
Финальный босс «Gomeramos King» в игре «Contra» на NES/Денди

Иногда, когда кто-то говорит о слабых технических возможностях Денди, называя игры на них примитивными, так и хотелось бы привести какой-нибудь убедительный контраргумент. И теперь у меня он есть, благодаря разработчикам из «Banana Development inc.».

Попробуйте пройти «Contra» на PC MS-DOS, а затем запустите ее же на Денди. Уверяю вас, дорогие читатели, ощущения останутся неизгладимыми. Убежден, что после этого вы еще больше полюбите шедевральную и несравненную «Контру» на Денди )

Если вам понравилась статья, вознаградите ее лайком или подпиской на канал! Спасибо за внимание и до встречи в следующей публикации!