Найти в Дзене
Фома Симпатяга

Ракета «Сармат», как зеркало РВСН

История ракеты «Сармат» началась летом 1998 г. В это время, после трех неудачных пусков, была прекращена разработка морской баллистической ракеты «Барк». Крупнейшие в мире Ракетный центр Макеева и завод «Красмаш» остались без работы, так как новая твердотопливная морская ракета «Булава» была передана Московскому институту теплотехники.

Полностью без работы ни КБ, ни завод не остались. Ракетный центр Макеева в 2002 г. сдал на вооружение модернизированную морскую ракету «Станция», в 2005 г. - новую модернизацию «Станция-2». В 2007 г. была принята на вооружение ракета «Синева», в 2009 г. был разработан проект ракеты «Лайнер». «Красмаш» продолжил выпуск морских ракет, крайней из которых стала «Синева». Ее серия завершилась в 2009 г. Ракету «Лайнер» решено было в серию не запускать.

Первый бросковый пуск ракеты «Сармат». Плесецк, декабрь 2017 г. Видно вырывающееся из ШПУ пламя работающего ПАД, но характерное рыжее облако паров стравливаемого АТ отсутствует. Это означает, что топлива в баках нет
Первый бросковый пуск ракеты «Сармат». Плесецк, декабрь 2017 г. Видно вырывающееся из ШПУ пламя работающего ПАД, но характерное рыжее облако паров стравливаемого АТ отсутствует. Это означает, что топлива в баках нет

Таким образом, в 2009 г. все возможности по модернизации и производству морских жидкостных ракет были исчерпаны. Испытания «Булавы» шли полным ходом. На дежурстве оставалось всего 68 тяжелых МБР «Воевода», их группировка сокращалась. Именно в этом году появились первые сообщения о том, что в Ракетном центре Макеева начата разработка новой тяжелой МБР «Сармат».

Вернее, сначала появилась информация о разработке ракеты в корпорации «Рособщемаш», которая вообще не имеет никакого отношения к разработкам новых ракет. Позже появились сообщения о разработке тяжелой ракеты в ВПК НПО маш. Наконец, появились сообщения об истинном головном разработчике - ГРЦ Макеева.

Какие возникли проблемы? «Воевода» - одна из самых сложных работ советского ВПК. Долгое время Российский ОПК вообще не решался к этой работе подходить. Но пришлось.

«Воеводу» разработали в Днепропетровском КБЮ. В Днепропетровске, на Южмаше, ее выпускали. Систему управления сделали в Харьковском НИИ-692 («Хартрон», «Полисвит»). Выпускали СУ на радиозаводах Харькова и Киева. Но двигатели и ШПУ были российскими. ЖРД первой и второй ступеней были разработаны в Химках и Воронеже. ШПУ создана в ленинградском КБСМ.

С приходом М.С.Горбачева, советский ВПК почувствовал неладное и начал заранее готовиться к перестройке. В 1986 г. изготовление комплекса средств преодоления ПРО ракеты «Воевода» было передано в Россию. В 1987 г. в Россию было передано изготовление управляемых боевых блоков, в 1988 г. - ступени разведения «Воеводы».

Второй испытательный пуск «Сармата». Плесецк, март 2018 г. ПАД отработал штатно. Отчетливо виден его черный дым. Рыжее облако говорит о том, что ракета уже имеет и маршевые двигатели, и топливо, избытки которого стравливаются через клапаны после выхода ракеты из ШПУ
Второй испытательный пуск «Сармата». Плесецк, март 2018 г. ПАД отработал штатно. Отчетливо виден его черный дым. Рыжее облако говорит о том, что ракета уже имеет и маршевые двигатели, и топливо, избытки которого стравливаются через клапаны после выхода ракеты из ШПУ

«Сармат» будет размещаться в шахтах «Воеводы». Поэтому габариты, вес и основные характеристики этих ракет идентичны. ЖРД первой и второй ступеней «Воеводы» сделаны на пределе совершенства и имеют высокий удельный импульс, который уже достигает 3 км/с. Можно повысить давление и температуру в камере, но это приведет к потере надежности и взрывоопасности. В ракете используются самовоспламеняющиеся токсичные компоненты топлива. Вероятно, двигатели «Сармата» будут только модернизированы.

Тяжелая ракета необходима РВСН, так как легкие ракеты «Тополь-М», «Ярс» и «Булава» не могут бороться с высокозащищенными командными пунктами, пунктами связи и боевого управления США. Их легкие боеголовки с этими задачами не справятся. Также легкие ракеты не смогут достать цели, удаленные на расстояние до 14 - 15 тыс. км.

Второй испытательный пуск. Отработавший ПАД отлетел в сторону. Включились маршевые двигатели первой ступени. Избытки топлива стравлены. «Сармат» отработал штатно. Отличный результат для всего лишь второго испытательного пуска
Второй испытательный пуск. Отработавший ПАД отлетел в сторону. Включились маршевые двигатели первой ступени. Избытки топлива стравлены. «Сармат» отработал штатно. Отличный результат для всего лишь второго испытательного пуска

Имея огромный опыт создания морских баллистических ракет, ГРЦ Макеева приступил к созданию сухопутной ракеты. Тема получила неофициальное название «Сармат - Воеводы брат». В 2013 г. был завершен аванпроект. Сообщалось о начале производства на «Красмаше» в 2015 г. Для дислокации первоначально были выделены две базы - Домбаровский и Ужур. Но в 2019 г. в Домбаровском началось размещение комплексов с ПКБ «Авангард». Поэтому остался только Ужур, тем более что находится этот город недалеко от Красноярска. Если что, можно ракеты быстро починить.

В декабре 2017 г. состоялся первый бросковый пуск «Сармата» в Плесецке. Во время броскового пуска маршевые двигатели не работают, они вообще могут отсутствовать. Отрабатываются пороховой аккумулятор давления и безударный выход ракеты из шахты.

В марте 2018 г. состоялся второй испытательный пуск «Сармата». Сообщалось, что после отработки ПАДа включился и несколько секунд проработал маршевый ЖРД первой ступени. О пусках ракеты в 2019 г. никаких сообщений не было. Вероятно, идет отработка конструкции в ГРЦ Макеева после первых пусков. Повторяю: ракета чрезвычайно сложная и поспешность к добру не приведет.

В 2020 г. должны начаться летно-конструкторские испытания «Сармата». Пожелаем удачи нашим замечательным инженерам, конструкторам, технологам и испытателям. На их плечах огромная ноша.