История ракеты «Сармат» началась летом 1998 г. В это время, после трех неудачных пусков, была прекращена разработка морской баллистической ракеты «Барк». Крупнейшие в мире Ракетный центр Макеева и завод «Красмаш» остались без работы, так как новая твердотопливная морская ракета «Булава» была передана Московскому институту теплотехники.
Полностью без работы ни КБ, ни завод не остались. Ракетный центр Макеева в 2002 г. сдал на вооружение модернизированную морскую ракету «Станция», в 2005 г. - новую модернизацию «Станция-2». В 2007 г. была принята на вооружение ракета «Синева», в 2009 г. был разработан проект ракеты «Лайнер». «Красмаш» продолжил выпуск морских ракет, крайней из которых стала «Синева». Ее серия завершилась в 2009 г. Ракету «Лайнер» решено было в серию не запускать.
Таким образом, в 2009 г. все возможности по модернизации и производству морских жидкостных ракет были исчерпаны. Испытания «Булавы» шли полным ходом. На дежурстве оставалось всего 68 тяжелых МБР «Воевода», их группировка сокращалась. Именно в этом году появились первые сообщения о том, что в Ракетном центре Макеева начата разработка новой тяжелой МБР «Сармат».
Вернее, сначала появилась информация о разработке ракеты в корпорации «Рособщемаш», которая вообще не имеет никакого отношения к разработкам новых ракет. Позже появились сообщения о разработке тяжелой ракеты в ВПК НПО маш. Наконец, появились сообщения об истинном головном разработчике - ГРЦ Макеева.
Какие возникли проблемы? «Воевода» - одна из самых сложных работ советского ВПК. Долгое время Российский ОПК вообще не решался к этой работе подходить. Но пришлось.
«Воеводу» разработали в Днепропетровском КБЮ. В Днепропетровске, на Южмаше, ее выпускали. Систему управления сделали в Харьковском НИИ-692 («Хартрон», «Полисвит»). Выпускали СУ на радиозаводах Харькова и Киева. Но двигатели и ШПУ были российскими. ЖРД первой и второй ступеней были разработаны в Химках и Воронеже. ШПУ создана в ленинградском КБСМ.
С приходом М.С.Горбачева, советский ВПК почувствовал неладное и начал заранее готовиться к перестройке. В 1986 г. изготовление комплекса средств преодоления ПРО ракеты «Воевода» было передано в Россию. В 1987 г. в Россию было передано изготовление управляемых боевых блоков, в 1988 г. - ступени разведения «Воеводы».
«Сармат» будет размещаться в шахтах «Воеводы». Поэтому габариты, вес и основные характеристики этих ракет идентичны. ЖРД первой и второй ступеней «Воеводы» сделаны на пределе совершенства и имеют высокий удельный импульс, который уже достигает 3 км/с. Можно повысить давление и температуру в камере, но это приведет к потере надежности и взрывоопасности. В ракете используются самовоспламеняющиеся токсичные компоненты топлива. Вероятно, двигатели «Сармата» будут только модернизированы.
Тяжелая ракета необходима РВСН, так как легкие ракеты «Тополь-М», «Ярс» и «Булава» не могут бороться с высокозащищенными командными пунктами, пунктами связи и боевого управления США. Их легкие боеголовки с этими задачами не справятся. Также легкие ракеты не смогут достать цели, удаленные на расстояние до 14 - 15 тыс. км.
Имея огромный опыт создания морских баллистических ракет, ГРЦ Макеева приступил к созданию сухопутной ракеты. Тема получила неофициальное название «Сармат - Воеводы брат». В 2013 г. был завершен аванпроект. Сообщалось о начале производства на «Красмаше» в 2015 г. Для дислокации первоначально были выделены две базы - Домбаровский и Ужур. Но в 2019 г. в Домбаровском началось размещение комплексов с ПКБ «Авангард». Поэтому остался только Ужур, тем более что находится этот город недалеко от Красноярска. Если что, можно ракеты быстро починить.
В декабре 2017 г. состоялся первый бросковый пуск «Сармата» в Плесецке. Во время броскового пуска маршевые двигатели не работают, они вообще могут отсутствовать. Отрабатываются пороховой аккумулятор давления и безударный выход ракеты из шахты.
В марте 2018 г. состоялся второй испытательный пуск «Сармата». Сообщалось, что после отработки ПАДа включился и несколько секунд проработал маршевый ЖРД первой ступени. О пусках ракеты в 2019 г. никаких сообщений не было. Вероятно, идет отработка конструкции в ГРЦ Макеева после первых пусков. Повторяю: ракета чрезвычайно сложная и поспешность к добру не приведет.
В 2020 г. должны начаться летно-конструкторские испытания «Сармата». Пожелаем удачи нашим замечательным инженерам, конструкторам, технологам и испытателям. На их плечах огромная ноша.