Размышления о конфликтах родителей и учителей.. Взгляд учителя.
В своей школьной практике часто слышу от коллег, да и сама сталкиваюсь с ситуациями, когда родители и учителя не понимают друг друга. Каждый отстаивает свою точку зрения, даже не пытаясь вникнуть в то, что хочет сказать собеседник. Отсюда частые конфликты, жалобы. Жалобы родителей на учителей: не так учит, не любит детей, не понимает моего.. Жалобы учителей на родителей: детей не воспитывают, им ничего не надо, никакого уважения...
При этом обе стороны забывают, что цель-то у них одна: обучение и воспитание ребенка! Который, кстати, больше всех и страдает в таких ситуациях. Казалось бы, и родители, и учителя, должны действовать сообща. Однако методы каждая сторона предпочитает свои.
Конфликтный родитель не значит плохой, он просто не умеет по-другому, конструктивно, решать проблемы. Но учителя, к сожалению, не всегда знают, как вести себя с такими родителями.
Рассмотрю наиболее частые причины конфликтов между родителями и учителями.
Как правило, отношения обостряются, если дети имеют какие-либо проблемы. Это или плохое поведение, или неуспеваемость. При этом, если родители признают тот факт, что ребенок может вести себя неадекватно, переживают и пытаются как-то повлиять на свое чадо, конфликта не будет. И учителю при моральной поддержке родителей легче справляться с ситуацией. А вот если мама утверждает, что ее сыночек ну никак не может произносить «таких» слов, бить товарищей, разговаривать на уроках, а во всем виновата учительница, которая просто не умеет работать с детьми, тогда жди беды..
В случае неуспеваемости ситуация сложнее. В начальной школе чаще всего не успевают осваивать материал дети с проблемами в развитии, как логопедическими, так и психологическими. Если учитель компетентный, может объяснить доходчиво родителям ситуацию, дать грамотный совет, это здорово. Но бывает, что и это не ценят, не верят учителю, обвиняют его в неудачах своего ребенка.
Хуже, если учитель просто констатирует факт неуспеваемости: «У вашего сына двойка по математике!» При этом не пытается объяснить причин и тем более дать более-менее дельный совет. Тогда неудовольствие родителей будет даже объяснимо.
В ситуациях конфликта учителю, как профессионалу, следует проявлять такт и выдержку. Понимать и принимать тот факт, что родители воспитывают своих детей, основываясь, чаще всего, на своем житейском опыте. Нельзя винить их за то, что они чего-то не знают, не умеют или делают не так. Где-то быть снисходительней. Учитель в общении с родителями - это дипломат высшего пилотажа! Необходимо склонить родителей на свою сторону, сделать их союзниками.
Тем более если у ребенка проблемы в индивидуальном развитии, нужна мягкость и компетентность, а не раздражение и сетование на то, что он «ничего не понимает и не успевает». Здорово, если учитель еще и помощь предложит.
Резюмируя свои размышления на тему, хочу пожелать учителям быть настоящими профессионалами в нашем нелегком, но очень интересном деле! Быть мудрыми и, как бы ни звучало банально, сеять разумное, доброе, вечное.
А родителям желаю больше доверять учителям, которые обладают психологическими и педагогическими знаниями и плохого точно не посоветуют. Поверьте, и учителям, и родителям, нужны успешные и счастливые дети!
Давайте жить дружно!