Найти тему

Человек статичный и динамичный

Оглавление

Масштабные экономические, социальные и политические кризисы обрушиваются на головы людей совершенно неожиданно. Существуют и другие виды кризисов: культурные, возрастные, личностного роста. И хотя некоторые из них считаются закономерными и даже необходимыми (например, возрастные кризисы), всё равно очень часто человек к ним не готов. Любая критическая точка в развитии может обернуться трагедией.

В первую очередь, конечно, под словом «кризис» большинство людей подразумевает именно экономический застой. «Кризис – это когда нет денег». Заводы стоят, врачи и учителя бастуют, не работает даже общественный транспорт… И население всегда и везде во всех бедах винит правительство. Конечно, ведь именно оно ответственно за экономику в стране.

Замечено, однако, что люди старшего поколения переносят экономический кризис куда тяжелее, чем молодёжь. Вплоть до того, что в последнее время растёт количество нищих стариков, причём в самых, казалось бы, благополучных странах мира. В Южной Корее, например, доходит до того, что старики, оставшиеся даже без пропитания, совершают самоубийство; по количеству самоубийств, между прочим, Южная Корея находится на одном из первых мест в мире. Нищих стариков много в Италии и некоторых других европейских странах. С другой стороны, молодёжь переживает кризисные периоды куда легче – в том числе и благодаря умению приспосабливаться.

Такой расклад имел место не всегда. В середине двадцатого века, например, в ряде европейских стран наблюдалась обратная картина: люди старшего и среднего возраста поправляли своё материальное состояние, а молодёжь оставалась не у дел. Во Франции это привело даже к массовым студенческим выступлениям, результатом которых стала отставка тогдашнего правительства.

Почему же сейчас молодые идут вперёд, а старшие постепенно «загибаются»? Возможно, ключевую роль здесь играет мировоззрение. Человек старшего возраста по большей части «статичный», что явно не подходит под современные реалии.

«Когда я вырасту, я буду рабочим»

Традиционное воспитание с самого детства закладывало в человека раз и навсегда установленную программу действий. От рождения до шести – семи лет можно играть, от семи до примерно двадцати пяти лет нужно учиться – сначала в школе, потом получать профессиональное образование. А дальше никаких сюрпризов: работа в одной конкретной отрасли (и даже на одном предприятии), женитьба, рождение и воспитание детей, затем старость и отдых на пенсии…

-2

Сотни тысяч людей воспроизводили в своей жизни эту модель без особых изменений, и некоторое время она исправно работала. Этот распорядок позволил существенно поднять производительность мировой экономики. Появились массовое производство, массовая культура, закладывались основы потребительского общества.

Но впоследствии наступило то, что должно было наступить. Допустим, человек десять лет работает на автомобильном заводе и готов проработать ещё больше. Но дело в том, что обществу не нужно так много автомобилей. Так же и с телевизорами, стиральными машинами, кинопродукцией, юридическими услугами и многими другими товарами. Массовое производство всего и вся привело к масштабному кризису перепроизводства, в состоянии которого мы, в сущности, находимся до сих пор.

На сегодняшний день люди произвели столько товаров, что дальнейшее производство не оправдано: покупаться это не будет. Применяемые маркетологами методы стимулирования продаж помогают плохо. Предприимчивым продавцам противостоит сложившийся менталитет.

Так, в Европе многие люди ездят на старых машинах, пользуются старой бытовой техникой и мебелью. Всё это было куплено двадцать, тридцать или даже сорок лет назад, но всё ещё прекрасно работает. Зачастую европейцы даже гордятся – мол, посмотрите, это наш фамильный диван, на нём сидел ещё наш дед!

В более отсталых обществах всё ещё наблюдается увлечение всем новеньким, свеженьким и дорогим, даже если функциональные характеристики у нового товара заметно хуже, чем у старого аналога. Но и там стимулировать продажи почти не удаётся: новое хотят купить все, но денег на него нет почти ни у кого.

Но главное сейчас в другом. Кризис перепроизводства приводит к закрытию огромного количества предприятий, иногда временно исчезают даже целые отрасли. Огромные количества рабочих – от новичков до высоких специалистов – оказываются на улице. Куда они пойдут, если не умеют делать что-то другое?

Именно к этому вело всё воспитание «статичного» человека. В своё время эти люди не особо стремились овладеть чем-то ещё кроме основной профессии. Впоследствии, когда возникала необходимость переучиваться, они не делали этого, даже если имели финансовую возможность: просто они были уверены, что в их возрасте учиться «не время».

Вот, пожалуй, и главная причина всех бедствий: традиционное понимание социальных ролей, возрастных обязанностей, традиционное отношение к труду и профессии, вера в некую незыблемость настоящего порядка вещей. Начинать заниматься музыкой в тридцать лет? Это ребячество! Поступать в университет в сорок лет? Ну что за глупости!

-3

Упускают свой шанс и те незаурядные личности, которым в «подходящее» время не удалось проявить себя. Хотел в восемнадцать лет поступить в университет, но не было денег. К тридцати годам деньги появились, да и желание вроде бы ещё имеется, но традиционные установки бормочат в голове: «Не время! Не время!».

Рождение динамичного человека

-4

Очевидно, будущее принадлежит совсем другому типу людей. Сегодня молодёжь гораздо в большей степени интересуется наукой, технологиями, новыми веяниями в культуре, чем это было раньше. И всё больше пытается проявлять себя в разных направлениях. Граница между «хобби» и «профессией» стирается: что сегодня является простым увлечением, завтра может стать основным родом занятий и главным источником дохода.

Таков динамичный человек. Он работает в одной организации лишь до тех пор, пока имеет высокую зарплату и приемлемые условия работы; когда это заканчивается, он спокойно переходит в другую компанию. Точно так же и с самим родом занятий, и с местом работы и проживания. Формула «Где родился, там и пригодился» больше не работает: молодой человек в течение года может сменить несколько регионов проживания.

-5

Попробовать что-то новое? Внезапно заняться электроникой, изобразительным искусством, начать изучать китайский язык, хотя до этого интереса ко всему этому не было? Да не вопрос! Тем более что никогда не знаешь, что может потребоваться обществу завтра.

К этому можно добавить и быстрое развитие технологий, что приводит к отмиранию ряда профессий, которые ещё вчера были «в тренде». Нужно не отставать от времени, чтобы не остаться на обочине цивилизации.

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: