Я уже писала о некоторых недостатках советской системы образования. Один из них, по моему мнению, - это идеализация наших писателей. Вот, например, Лермонтова мы запомнили таким, как на этом портрете: черноволосым красавцем. А ведь всё было совсем не так. По воспоминаниям современников, был он низкорослым (рост 158 см.), сутулым, кривоногим, с большой головой. А ещё донельзя избалованным, считавшим, что все его желания должны непременно исполняться. И вдобавок к этому человеком с отвратительным характером, язвительным и любившим насмехаться над всеми.
Л. В. Росильон (офицер, кавказский знакомый Лермонтова): «Он был неприятный, насмешливый человек, хотел казаться чем-то особенным…»
Поэтому неудивительно, что отношения с дамами у него не складывались. И первая любовь юного Михаила принесла ему только страдания и разочарования. Правда в будущем он жестоко отомстил той, что смеялась над его чувствами.
Екатерина Сушкова. Их знакомство произошло весной 1830. Лермонтову было почти 16, а Сушковой уже 18. О первом впечатлении Екатерина отозвалась так:
"У Сашеньки встречала я в это время… неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати с красными, но умными, выразительными глазами, со вздёрнутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в университетском пансионе, но учёные его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах".
Шестнадцатилетний Миша был маленьким и довольно смешным. Восемнадцатилетняя Катя называла его «мой чиновник по особым поручениям» и заставляла носить свои перчатки и зонтики . Лермонтов изо всех сил старался казаться старше, а барышни только смеялись: дитя!
Лермонтов злился и посвящал Сушковой проникновенные строки: «Так я молил твоей любви/ С слезами горькими, с тоскою,/ Так чувства лучшие мои/ Навек обмануты тобою». Лермонтов пишет цикл стихотворений о неразделенной любви, который позднее лермонтоведы назовут сушковским. Самые ранние произведения в нем — свидетельства трогательной детской влюбленности.
Сушкова смеялась и советовала писать пока «для себя одного: и вы, и стихи ваши пока во младенчестве».
Их встречи прекратились. До Лермонтова, который по возрасту ещё не мог посещать балы, доносились слухи об успехах Сушковой в свете: она даже танцевала с братом императора Михаилом Павловичем! Мишель бесился, ревновал и отправлял Екатерине злые письма, из которых, по ее словам, «было видно, как голова его была набита романическими идеями и как рано было развито в нем желание попасть в герои и губители сердец».
Сушкова и Лермонтов расстаются на четыре года. Они встретились, когда Лермонтов стал гусаром царскосельского полка, а Сушкова – невестой его друга Алексея Лопухина. К этому времени Лермонтов давно разочаровался в Сушковой.
Родные Лопухина были не очень рады его будущей свадьбе с бесприданницей, и Лермонтов мастерски подливал масла в огонь: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! она почти принуждает меня ухаживать за нею...», - писал он им.
Юношеская любовь давно прошла. Но он хотел отомстить за отвергнутого мальчика. Лермонтов начал пылко ухаживать за Екатериной, на кресте поклялся в любви, подарил ей кольцо. Тихое обожание Лопухина на этом фоне выглядело скучным. Сушкова разрывалась между двумя поклонниками: «Лермонтов … поработил меня совершенно своей взыскательностью, своими капризами, … он не преклонялся, как Лопухин, перед моей волей, но налагал на меня свои тяжелые оковы», - вспоминала она.
Несколько месяцев такой жизни – и Лопухин исчез из жизни Сушковой. Она ждала, что Лермонтов, как обещал, сделает ей предложение. Вместо этого поэт написал анонимку, в которой попытался очернить сам себя, и позаботился, чтобы она попала в руки родственников Екатерины: «…вы стоите на краю пропасти, любовь ваша к нему (известная всему Петербургу, кроме родных ваших) погубит вас. Вы и теперь уже много потеряли во мнении света, оттого что не умеете и даже не хотите скрывать вашей страсти к нему».
«Теперь я не пишу романы, я их делаю», - писал поэт приятельнице, потирая руки от злорадства. Девушка, которая отвергла его первую любовь, была оклеветана и унижена в глазах семьи и друзей. Но ему было мало: «О, мы еще не расквитались!.. Она мучила сердце ребенка, а я только подверг пытке самолюбие старой кокетки». К слову, старой кокетке было на тот момент 22 года.
На балу Екатерина увидела Лермонтова. Он опять клялся в любви и убеждал, что они должны бежать и тайно обвенчаться. Даже влюбленность не лишила девушку разума. О побеге не могло быть и речи!
Прошло еще время, и Сушкова снова увидела Лермонтова на балу. Он прошел мимо. Девушка приветливо улыбнулась ему – Лермонтов отвернулся. И когда Лермонтова подвели к ней, он холодно бросил: «Я вас больше не люблю, да, кажется, никогда не любил».
«Я понял, что мадемуазель С, желая изловить меня, легко себя скомпрометирует со мною. Если я начал за нею ухаживать, то это не было отблеском прошлого, вначале это было просто развлечением, а затем стало расчетом. Вот я ее и скомпрометировал. Я первый публично ее покинул. Я стал жесток и дерзок, стал ухаживать за другими и под секретом рассказывать им выгодную для меня сторону истории». Так писал Лермонтов "подруге" Екатерины Саше Верещагиной.
К счастью, эта история не сломала девушку. Екатерина удачно вышла замуж, и когда Лермонтов попытался навестить ее с мужем, ему отказали от дома. Он описал эту историю в «Княгине Лиговской», естественно, попытавшись максимально обелить своего героя. А Екатерина написала мемуары, в которых рассказала свою правду. И стойко выдержала все упреки в том, что предала публичности свои отношения с Михаилом Юрьевичем, не постеснялась «охарактеризовать его двусмысленную роль!».
Если вам было интересно, не пожалейте лайк.
Другие, надеюсь, не менее интересные истории о наших великих, на моём канале. Подписывайтесь!