Когда вера в капитализм побеждает веру в Бога. Православные церкви перестали быть местом духовного общения и трансформировались в центры по предоставлению услуг - продаже "духовности".
Последние события показали, как Церковь "заботится" о народе. Напомню, церковные чины пренебрегли всеми возможными мерами безопасности, призывая верующих продолжать посещать церковь и делать пожертвования, несмотря на угрозу жизни. Похоже, служителям Господа нет дела до здоровья прихожан и клира, важнее пополнить копилочку. Запрет на посещение вступил в силу только после того, как массовые мероприятия стали подпадать под уголовную статью.
Всего лишь частный случай? Давайте посмотрим на то, как обстоят в России дела с православием в целом.
А происходит вот что: у россиян продолжает укрепляться желание сходить в церковь, чтобы там "отметиться", потому что так ведь душеполезнее будет, а, далее, - бог с ним! Вместо углубления духовного общения с прихожанами РПЦ (Русская православная церковь) поддерживает эти не-христианские мотивы у людей. Статистически спрос на посещение Церкви среди "захожан" стабилен, поскольку им ведь надо поставить свечку, постоять около икон, послушать несколько секунд, о чём толкует батюшка.
Однако за что на самом деле борется Церковь? Прежде всего стоит сказать о желании укрепить территориальные позиции. Вспомним только битву за сквер в Екатеринбурге у драмтеатра, где пытались построить храм Святой Екатерины (впрочем, поблизости уже был храм, но через сквер все его благополучно обходили). Заборы вокруг стройплощадки были снесены активистами, власти капитулировали. Сопротивление в обществе говорит о нежелании видеть церкви на каждом шагу.
Мы видим, что РПЦ действует по принципу торговой монополии, захватывая всё больше торговых позиций, однако осуществляет продажу духовных услуг почти вне конкуренции. Где же наше антимонопольное законодательство?
Допустим, мы не будем рассматривать политику Церкви с экономической точки зрения. Взглянем на то, приносит ли действительно подобная политика - "каждому двору по церкви" - реальные результаты. Так, Великую Вечерню 7 января посещает ежегодно около одного миллиона человек. Это означает, что на главном церковном празднике присутствует менее 1% населения страны.
Помогла ли торговая политика? Очевидно, нет. Единственный её результат - это увеличение числа тех людей, кто формально причисляет себя к православию, но не исполняет обрядов и не ходит на службу. По статистике института социологии РАН, число россиян, относящих себя к православным составляет почти 80% населения. Разница с реальным числом верующих колоссальна. Мы видим падение числа верующих, но рост числа тех, кто готов вкладываться в духовное дело. Эти стремления у людей, которые хотят быть "духовными", ничего душеспасительного не делая, и порождает политика РПЦ.
Итак, РПЦ борется за контроль над торговыми точками. Такая стратегия и вызывает жёсткое отторжение в обществе и критику. Выходит, православной Церкви на самом деле нужны только рьяные фанатики, неразумное поклонение которых и приводит к инцидентам, подобным реакции на фильм о Николае II ("Матильда"). Тогда машина одного из православных активистов въехала в кинотеатр, где показывали якобы богопротивный фильм (скорее просто безвкусный и пошлый, не советую проверять). Разумеется, такие случаи ещё более дискредитируют Церковь, хотя тот самый православный активист якобы защищал веру. Таким образом, Церковь проводит антирелигиозную политику, действуя как крупный бизнес.
Глубокий кризис духовности говорит о нужде общества в рассуждающей вере (критически настроенной), а вместе с ней и в разумном дистанцировании от института Церкви. Однако в текущих условиях люди, склонные к рефлексии, переходят в атеизм, реагируя на церковное мракобесие.
Темы для дебатов: нужна нам рассуждающая вера или атеизм? Нужно ли вообще во что-то верить? Насколько разумна "вера в науку"?
Подписывайтесь на канал Философский диалог, делитесь с друзьями и ставьте лайки!